Основы психологии.
Экстремальное эмоциональное расстройство
Обнаружив небольшое возгорание в подвале, он убежал из дома и стал звать на помощь. Он не успел вдохнуть дым, быстро захлопнул дверь, ведущую в подвал, и быстро покинул дом. Вечером он был напуган и находился в полубессознательном состоянии, а наутро, проснувшись, не мог вспомнить, ни где он живет, ни кто он по профессии.
Подавление воспроизведения в мозге
Гиппокамп (зона памяти)
Графическое изображение результатов исследования активности мозга, полученных Андерсоном и его коллегами (Anderson et al., 2004). Во время выполнения заданий «не думай»: латеральная префронтальная кора участвует в подавлении нейронной активности гиппокама, предотвращая тем самым проникновение в сознание нежелательных воспоминаний. Военные, как и многие гражданские люди, часто переносят тяжелейшие травмы. Подобные события способны вызвать психогенную амнезию, при которой воспоминания о травме становятся недоступными. Через три недели он поступил в госпиталь.
В ходе обследования выяснилось, что он помнит только то, что происходило с ним до семнадцатилетнего возраста. Он едва узнал своего партнера, с которым был знаком в течение трех лет, и не узнавал ни друзей, ни коллег. После трехнедельной терапии он рассказал об одном из своих самых ранних детских воспоминаний: когда ему было четыре года, он стал свидетелем автомобильной аварии, в результате которой одна машина загорелась. Он слышал крики водителя этой машины, видел его голову, прижатую к стеклу, и его смерть в огне.
С тех самых пор А. М. Н. больше всего на свете боялся пожара. Несмотря на это, он демонстрировал нормальное физическое и психологическое развитие и на протяжении всей своей жизни не испытывал никаких психологических проблем. Тщательное обследование не выявило никаких черепно-мозговых травм, хотя в зонах мозга, связанных с памятью, был обнаружен заметно сниженный метаболизм. Спустя восемь месяцев, когда появилось сообщение о нем, проблемы с автобиографической памятью оставались. Случаи, подобные этому, характеризуют некоторые свойства психогенной амнезии.
Во-первых, психогенная амнезия вызывается сильными психологическими стрессогенными факторами. Конкретное событие напомнило А. М. Н. о перенесенной травме и вызвало тяжелейшую реакцию. Вызывающее стресс событие может стать причиной глубокой утраты автобиографической памяти, часто — вопреки отсутствию видимых нейробиологических причин. Поразительно, но при этом полностью сохраняются память об общественно значимых событиях и общие знания.
В отличие от того, что произошло с А. М. Н., амнезия может быть и глобальной, т. е. она может распространяться на всю биографию человека. Действительно, при психогенной амнезии, известной как психогенная амнезия на события, связанные с прошлым (Hunter, 1968), люди совершенно забывают свою прошлую жизнь, включая и то, кто они. В таких ситуациях люди нередко начинают бродяжничать, не зная, ни что им делать, ни куда идти.
Стрессогенными факторами являются такие события, как разлад в семье, тяжелая утрата, финансовые проблемы или преступные по-сягательства. Депрессия и травмы головы в сочетании с сильным стрессом и травматическим событием делают человека более подверженным такому состоянию. Как правило, подобная амнезия длится несколько часов или дней и, выздоровев, люди вспоминают и свою жизнь, и кто они такие.
Однако у них сохраняется стойкая амнезия на события, случившие в период их болезни. Психогенная амнезия на события, связанные с прошлым, - форма психогенной амнезии, вызванная тяжелой травмой и обычно продолжающаяся несколько часов или дней, в течение которых люди не помнят ничего о своей жизни, включая и то, кто они.