Основы психологии.
Подавление воспроизведения: основные результаты исследований
Именно это произошло в одной из средних школ штата Колорадо. После того как в школьной библиотеке двое учеников устроили стрельбу, родственники жертв поддержали решение снести ее и выстроить заново. Здоровые отношения требуют как минимум умения «простить и забыть». Без этого люди вязнут в мелких проступках, не забывая никаких огорчений или грехов. А. Дж. очень хотела многое забыть, ибо неприятные воспоминания волновали ее спустя много времени после того, как другие благополучно расставались с ними.
Люди умеют противостоять тяжелым воспоминаниям, которые огорчают их, злят, нервируют или заставляют испытывать чувство стыда, и быстро переключают свои мысли. Как люди подавляют воспроизведение? Чтобы ответить на этот вопрос, мы с Колином Грином рассмотрели аналогию между тем, как люди контролируют нежелательные воспоминания, и тем, как они контролируют свои действия. Мы заметили, что нежелательные воспоминания по своей природе навязчивы, они проникают в сознание в ответ на напоминания, несмотря на наше намерение избежать их.
Своей назойливостью нежелательные воспоминания похожи на рефлексивные действия. Представьте себе ситуацию: я случайно столкнул с кухонного подоконника растение в горшке. В ту секунду, когда моя рука потянулась, чтобы поймать его, я спохватился, что растение это — кактус! Я не позволил себе поймать его. Горшок упал и разбился, и растение погибло, зато я избежал «встречи» с его иголками. Этот пример иллюстрирует необходимость контроля рефлекторной реакции на стимул.
Без способности отменять рефлекторные реакции мы не сможем адаптировать свое поведение к изменениям в наших целях или обстоятельствах. Если мы способны останавливать рефлекторные реакции, возможно, у нас есть и средства, необходимые для остановки воспроизведения. Действительно, контроль над воспроиз-ведением может базироваться на механизмах поведенческого и когнитивного контроля. Подавление воспроизведения: основные результаты исследований Как мы контролируем рефлекторные действия?
Как отмечалось в гл. 9, подавление может быть осуществлено за счет торможения. Можно ли точно так же подавить и воспроизведение? Чтобы ответить на этот вопрос, мы с Колином Грином разработали методику, аналогичную экспериментальной парадигме «выполняй — тормози», используемой для оценки способности останавливать моторные реакции (Anderson & Green, 2001). В типичном задании «выполняй — тормози» испытуемые должны как можно быстрее нажать копку всякий раз, когда на экране компьютера появляется какая-нибудь буква, кроме буквы X, при появлении которой они должны сдержаться.
Тенденция к сдерживанию ответной реакции измеряет тормозный контроль над действием (т. е. насколько хорошо человек может избежать «улавливания» кактуса). Чтобы посмотреть, включают ли попытки остановить воспроизведение ингибиторный контроль, мы адаптировали эту процедуру и разработали парадигму думать/ не думать.