Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Основы психологии.
Гипотеза смещения контекста

В отличие от этой гипотезы гипотеза смещения контекста (Sahakyan & Kelly, 2002) исходит из того, что инструкция «забыть» отделяет объекты, подлежащие забыванию, от второго перечня. Если ментальный контекст изменяется и если контекст второго перечня остается активным во время финального теста, подлежавшие забыванию объекты должны вспоминаться хуже, потому что новый контекст является для их воспроизведения ненадлежащим признаком и заключающийся в том, что инструкция вызывает смещение их контекста и, если он не будет восстановлен, контекст финального теста становится неэффективным признаком воспроизведения.

В условиях сдвига контекста испытуемые запоминали перечень слов № 1, а затем выполняли простое задание, целью которого было «изменение состояния их психики». Испытуемых просили представить себе на одну минуту, какой могла бы быть их жизнь, если бы они были невидимками. Экспериментаторы исходили из того, что благодаря выполнению такого необычного задания испытуемые приступят к изучению перечня № 2, находясь в ином ментальном контексте по сравнению с тем, в котором они находились, изучая перечень № 1 (возможно, они даже решили бы, что у экспериментаторов «поехала крыша»).

Если гипотеза смещения контекста верна, эта простая манипуляция должна ухудшить за-поминание испытуемыми перечня № 1 даже без всякой инструкции забыть его. Так и вышло: во время финального теста испытуемые продемонстрировали значительно худшее запоминание перечня № 1. Эти результаты позволяют предположить, что отчасти эффект целенаправленного забывания может быть следствием смещения ментального контекста, вызванного намерением забыть.

Однако эта гипотеза не противоречит торможению воспроизведения, если смещение ментального контекста происходит за счет торможения не отдельных объектов, а нежелательного контекста (Anderson, 2003). В любом случае дефицит, вызванный инструкцией «забыть» (в лабораторных исследованиях), является следствием уменьшения доступа к тому контексту, в котором были закодированы забытые события. Результаты изучения целенаправленного забывания свидетельствуют о том, что люди обладают способностью преднамеренно забывать.

Один способ добиться этого заключается в лишении возможности углубленного кодирования информации (методика изучения целенаправленного забывания объектов), в результате чего возрастает вероятность того, что эта информация будет быстро забыта. Последствием этого способа является общий дефицит воспроизведения или рас-познавания, включая и уменьшение влияния этой информации и на результаты непрямых тестов. Альтернативный способ заключается в том, что нежелательные воспоминания могут быть превращены в менее доступные с помощью процесса, ухудшающего доступ к контексту, с которым ассоциируются воспоминания, подлежащие забыванию.

Подлежащие забыванию объекты могут продолжать оказывать влияние на испытуемых в непрямых тестах, свидетельствуя о том, что даже в отсутствие осознания преднамеренно забытые объекты могут обнаруживать себя. Как целенаправленное забывание объектов, так и целенаправленное забывание перечней ухудшают воспроизведение не только нейтральной информации, но и информации, содержащей негативные эмоции.

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

← к содержанию

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум