Основы психологии.
Правда ли, что жизнь хороша, или такой ее делает память?
Это широко распространенное чувство бла-гополучия нередко бросает вызов объективным обстоятельствам, в которых люди находятся. Оно также присуще физически или психически неполноценным людям и людям с невысокими доходами (Diener & Diener, 1996; Lykken & Tellegen, 1996).
Результаты исследований свидетельствуют о том, что память вносит свой вклад в это воспринимаемое благополучие. Наши оценки собственной жизни базируются на том, что мы помним. Например, в том, что люди запоминают надолго, просматри-вается весьма заметное позитивное смещение.
Автор одного из ранних исследований этой проблемы проиллюстрировал это явление (Waldfogel, 1948). Он предлагал своим испытуемым в течение 85 минут вспомнить как можно больше событий, относящихся к первым восьми годам их жизни.
Половина всех воспоминаний была оценена испытуемыми как приятные, 30% — как неприятные и 20% — как нейтральные. Это позволяет предположить, что по какой-то причине позитивные воспоминания просто более доступны. Аналогичные результаты были получены и тогда, когда испытуемых просили фиксировать все воспоминания, которые спонтанно «приходили в голову» в течение более продолжительного периода времени. Непредна- меренные воспоминания были оценены так: приятные — 49%, нейтральные — 32 и неприятные - 19% (Bernsten, 1996).
Это позитив- Позитивное смещение - усиливаю- ное смещение становится заметнее с возрас- щдяся на протяжении жизни тенденция том, когда в нашей жизни более заметную помнить приятные события лучше, чем роль начинают играть эмоциональные цели нейтральные или неприятные события. в поддержании ощущения благополучия.
Почему это происходит? Почему люди чаще вспоминают позитивные события? Потому что они действительно более распространены или человеческая мотивация имеет к этому какое-то отношение? Сьюзн Чарльз, Мара Мейдер и Лора Карстенсен, проведя простое и убедительное исследование, доказали, что смещения нашей памяти — отнюдь не случайность (Charles, Mather & Carstensen, 2003).
Они предъявляли молодым и более пожилым участникам эксперимента 32 фотографии с изображениями приятных, нейтральных и весьма неприятных сцен. Через 15 минут испытуемые должны были вспомнить как можно больше фотографий.
Как следует из данных, представленных на рис. 10.1, эмоционально окрашенные сцены в общем и целом запоминались лучше нейтральных, а пожилые участники вспоминали меньше изображений, чем молодые.