Основы психологии.
Результаты изучения специфики воспроизведения
Так, результаты изучения специфики воспроизведения показывают, что возможно значительно усилить «практикуемые» объекты в результаты повторения изучения и при этом не «причинить вреда» тем конкурентам, которые «не практиковались». Если бы усиления «практикуемых» объектов было достаточно для того, чтобы вызвать забывание, в этих условиях наблюдалось бы забывание. Действительно, для «запуска» забывания, вызванного воспроизведением, может вовсе не понадобиться усиления конкурента.
Авторы одного из недавних исследований решили проверить, является ли забывание, вызванное воспроизведением, следствием попытки воспроизведения (Storm, Bjork, Bjork & Nestojko, 2006). Для практики воспроизведения испытуемым были предложены такие признаки, которые невозможно было дополнить. Например, во время практики воспроизведения им предлагали дополнить признак фрукт —лу—, хотя нет фрукта, начинающегося со слога «лу».
Поразительно, но хотя испытуемые не смогли выполнить ни одного из этих заданий во время практики воспроизведения, они продемонстрировали такое же забывание оставшихся «непрактиковавшихся» объектов, вызванное воспроизведением, как и тогда, когда во время практики воспроизведения имели дело с категориями, которые можно было дополнить. Это значит, что важным пусковым механизмом для забывания, вызванного воспроизведением, является борьба за извлечение из памяти следа перед лицом интерференции, а не усиление «практиковавшихся» объектов.
Это свойство называется независимостью от силы. В совокупности независимость от признака, специфичность воспроизведения, зависимость от интерференции и независимость от силы определяют роль ингибирования как источника забывания (табл. 9.2). Если это так, можно предположить, что многие наши эпизоды забывания возникают в результате потребности контролировать интерференцию. Именно потому, что нас отвлекает сиюминутная нерелевантная информация — своеобразные неосознанные взгляды на наши «ментальные наручные часы», — мы «перенаправляем» торможение на то, что надеемся извлечь из памяти.
С одной стороны, может показаться странным, что механизмы, которые мы используем для управления воспроизведением, — это те же самые механизмы, которые в конце концов приводят к забыванию. С другой стороны, как полагает Роберт Бьерк, подобное забывание может играть и адаптивную роль, ибо оно помогает нам снизить уровень интерференции со стороны информации, которая, возможно, более не является столь релевантной, сколь она была когда-то (Bjork, 1989). Если информация остается в памяти и может быть извлечена из нее, забывание может быть весьма функциональным.