Основы психологии.
Ассоциативное разумение
Вы вспоминаете разные детали вечеринки, включая и присутствие вашего друга, и разные разговоры, и смешные эпизоды. Однако вы забыли о том разговоре, который вспоминает ваш друг, несмотря на его подтверждения, и не можете вспомнить о нем даже тогда, когда вспоминаете тему этого разговора. У вас возникает ощущение, что ваша память фрагментарна и вы не в состоянии воссоздать общую картину вечеринки.
Эта несомненная фрагментарность может отражать нарушение связей межу элементами этого события, вызванное хранением информации, полученной после него. Возможно, подобное нарушение лежит в основе моей неспособности вспомнить, что из-за меня упала рождественская елка. Этим представлениям релевантна гипотеза, согласно которой основой ретроактивной интерференции является разучение (Melton & Irwin, 1940). Согласно этой гипотезе, связь между стимулом и следом ослабляется всякий раз, когда этот след воспроизводится ненадлежащим образом. Действительно, связь между признаком и целью оказывается «наказанной».
Например, представьте себе, что вы пытаетесь вспомнить новый пароль, чтобы войти в свой электронный почтовый ящик. Согласно гипотезе разучения, если вы вспомните свой старый пароль и осознаете ошибку, ассоциация между признаком пароля и старым паролем ослабнет и вероятность того, что он всплывет в памяти еще раз, уменьшится. Если старый пароль «наказывать» достаточно часто, связь может стать настолько слабой, что активация следа сделается невозможной и стимул будет оторван от реакции.
Подобная трактовка может объяснить забывание, вызванное воспроизведением, если предположить, что во время практики воспроизведения внедряются конкурирующие объекты, которые «наказываются». Точно так же она объясняет ретро-активную интерференцию. Таким образом, в то время как блокировка объясняет забывание наличием очень сильных конкурентов, разучение говорит, что связи с целевым воспоминанием слишком слабы. Нельзя сказать, что гипотезы блокировки и разучения несовместимы.
Действительно, в соответствии с классической двухфакторной моделью ретроактивной интерференции нужны оба механизма (Melton & Irwin, 1940). Однако стоит подчеркнуть, что факт разучения труднодоказуем по тем же самым причинам, по которым трудно доказать, что воспоминания перманентно забываются, о чем уже было сказано в этой главе.
Кроме того, хотя блокировка объясняет, почему уровень забывания возрастает по мере того, как конкуренты становятся сильнее, есть основания сомневаться в том, что, как будет показано ниже, само по себе усиление конкурента вызывает забывание. По этим причинам была предложена альтернативная точка зрения, объясняющая забывание вследствие интерференции процессами торможения.