Основы психологии.
Забывание, вызванное воспроизведением
Для проверки этой идеи Нейл Макрэй и Малькольм Маклеод сообщали испытуемым студентам информацию, подобную той, которую они могли узнать в аудитории (Macrae & Macleod, 1999). Испытуемые заучивали десять географических фактов о каждом из двух вымышленных островов: Ток и Билу (например, «Официальный язык Тока — французский» или «Основной предмет экспорта Билу — медь»). Затем испытуемые тренировались в воспроизведении. Для одного из островов они тренировались в воспроизведении пяти из десяти фактов.
Во время финального теста признаком служило название острова. Авторы нашли, что тренировка облегчила последующее воспроизведение повторявшихся фактов (70%) по сравнению с контрольными данными об острове, которого тренировка не коснулась (38%), но произошло это за счет худшего запоминания связанных с ними, но не «практиковавшихся» фактов (23%). Аналогичные данные были получены со сложными текстами, когда тест включал либо краткий ответ, либо написание сочинения, но не во время теста на множественный выбор (Carroll, Campbell-Ratcliffe, Murnane & Perfect, 2007). Так что, готовясь к экзамену, нужно с большой осторожностью выбирать материал, который можно не повторять, потому что это может ускорить его забывание.
Избирательное воспроизведение часто встречается в повседневной жизни. Одна из подобных ситуаций возникает тогда, когда судьи, детективы и адвокаты допрашивают свидетеля преступления. Разумеется, ответы на задаваемые ими вопросы требуют воспроизведения. Психолог Джон Шоу, который однажды был общественным защитником в Лос-Анджелесе, считал, что подобный допрос может причинить вред памяти свидетеля о том, о чем его не спрашивали; это интуитивное мнение психолога основывалось на опыте его работы с несколькими своими клиентами.
Шоу и его соавторы (Shaw, Bjork & Handal, 1995) попросили своих испытуемых мысленно представить себе такую ситуацию: они были на вечеринке и, уходя, обнаружили пропажу своего бумажника. Затем испытуемым показали слайды квартиры студента и попросили их обратить внимание на ее детали, с тем чтобы они могли помочь полиции в ходе расследования. На слайдах был изображен ряд предметов домашнего обихода плюс две категории принципиально важных предметов (форменные спортивные рубашки колледжа и учебники).
После этого во время фазы допроса испытуемым задавали структурированные во-просы о некоторых предметах (например, о спортивных рубашках). Интуиция не подвела Шоу: оказалось, что расспросы испытуемых о некоторых украденных вещах ухудшили их память о связанных с ними объектах. Следовательно, забывание, вызванное воспроизведением, может иметь важные последствия для правильной организации допросов свидетелей.