Основы психологии.
Признаки усиливают конкуренцию
Базовое открытие принадлежит американскому психологу Сламеке (Slamecka, 1968), испытуемые которого заучивали перечни слов из разных семантических категорий (например, «деревья», «птицы»). Во время финального тестирования одним испытуемым предъявляли некоторые объекты из каждой категории в качестве подсказок, которые должны были помочь им вспомнить остальные; другие испытуемые таких подсказок не получали. Целью эксперимента было сравнение воспроизведения испытуемыми в экспериментальных условиях остальных объектов с воспроизведением в контрольных условиях, т е. без предъявления подсказок.
Стамека полагал, что подсказки облегчат воспроизведение остальных объектов. Каково же было его удивление, когда выяснилось, что испытуемые, получившие подсказки, вспомнили меньше, чем испытуемые, которые их не получили! Этот феномен получил название ухудшения воспроизведения вследствие предъявления части набора объектов, ибо предъявление части набора (в данном случае — части объектов, принадлежащих к одной категории) в качестве подсказок ухудшает вос-произведение остальных объектов. Возможно, именно этим объясняется тот факт, что каждый музыкальный диск, который мы собираемся купить при следующем посещении магазина, «вылетает из головы» в тот самый момент, когда мы входим туда и начинаем искать на полках.
Мысль о том, что подсказки могут навредить памяти, кажется одновременно и удивительной и нелепой. Однако, если вспомнить описанный выше феномен интерференции, она приобретает вполне определенный смысл. Полагают, что некий набор объектов определяется каким-то общим признаком (например, «фрукты» или «птицы»), с которым связаны многие объекты. Если предъявление некоторых объектов из набора усиливает их ассоциацию с этим признаком, не исключено, что более сильные объекты создают большую конкуренцию при воспроизведении непредъявленных объектов, затрудняя их воспроизведение.
Предположение о том, что признаки усиливают конкуренцию, согласуется с данными о том, что чем больше компонентов набора предъявляется в качестве признаков, тем хуже вспоминаются остальные объекты (см. обзор Nickerson, 1984). Если инстинктивное желание человека быть полезным и подсказать иногда причиняет памяти вред, что будет, если несколько человек, собравшись вместе, постараются сообща вспомнить то, что они вместе пережили или изучили? Будут ли воспоминания одного способствовать тому, что остальные вспомнят больше, или произойдет ухудшение вос-произведения вследствие предъявления части набора объектов?
Итоги недавно проведенного исследования свидетельствуют о том, что когда люди собираются, чтобы вспомнить материал, который каждый из них учил, они вспоминают меньше, когда вспоминают информацию как группа, чем когда каждый вспомина-ет сам по себе, и их результаты суммируются в виде общей оценки. Это явление, известное как совместное ингибирование (торможение), может возникнуть благодаря тем же механизмам, что и ухудшение воспроизведения вследствие предъявления части набора объектов (Weldon & Bellinger, 1997).
Если члены группы называют множество разных объектов, в то время как вы слушаете, интерференция, которую это вызывает, может помешать вашему воспроизведению. Следовательно, изучение ухудшения воспроизведения вследствие предъявления части набора объектов может помочь объяснить влияние коллективных усилий на генерирование разнообразных новых идей и воспоминаний.