Основы психологии.
Течение времени как причина забывания
Возможно, причина очень проста: с течением времени следы в памяти слабеют. Воспоминания просто выцветают, как под солнцем и дождями выцветают афиши, постепенно становясь трудными для чтения. Идея, заключающаяся в том, что со временем память ослабевает, известна как разрушение следа. Многие исследователи разделяют точку зрения о том, что разрушение следа отчасти определяет потерю информации из словесной и зрительной рабочей памяти (Broadbent, 1958; Baddeley, 1986; Cowan, 1988; Page & Norris, 1998; Towse, Hitch & Hutton, 2000; Gold, Murray, Sekuler, Bennett & Sekuler, 2005), но у этого подхода есть и свои критики (Nairne, 2002).
Разрушение следа играет также определенную роль в том, как теоретики объясняют повторный прайминг и узнавание, причем некоторые из них полагают, что эти эффекты разрушаются быстро (Eichenbaum, 1994; МсКопе, 1998; Yonelinas & Levy, 2002). Многие представления о разрушении следа имеют нечто общее, а именно что активация постепенно разрушается, даже если воспоминание об объекте остается. Например, недавняя встреча со словом «helmet» (шлем) может активировать ранее существовавшее в памяти понятие.
Хотя активация может постепенно исчезнуть, понятие остается. Однако существует и другая трактовка разрушения, согласно которой деградируют структурные элементы памяти, а не уровни активации. Так, могут разрушаться связи между признаками или сами признаки. Происходит ли это? Этот вопрос связан с извечным вопросом о том, сохраняются ли воспоминания навсегда или лишь становятся недоступными. С одной стороны, ответ кажется очевидным: воспоминания не вечны и разрушение должно существовать.
Нельзя забывать, что мы — биологические существа. Наши воспоминания существуют в материи, которая постоянно изменяется по причине того, что нейроны умирают и связи ослабевают или модифицируются. Например, нам известно, что вследствие зависящего от времени процесса разрушаются синаптические связи между нейронами, поддерживающими недавно усвоенное поведение у морских зайцев, с последующей деградацией усвоенного поведения (Bailey & Chen, 1989). Вполне естественно предположить, что аналогичная деградация происходит и у людей и что, возможно, именно она лежит в основе зависящего от времени разрушения. Если нейроны умирают, а связи между ними разрушаются, тогда действительно выживание воспоминаний в течение длительных периодов времени представляется еще большей тайной.