Основы психологии.
Вклады процессов извлечения из памяти и узнавания
Например, в процедуре разделения процессов (Jacoby, 1991) испытуемые изучают перечень слов, предъявляемый зрительно, за которым следует второй перечень, предъявляемый на слух. Во время следующего за этим теста распознавания одной группе испытуемых нужно сказать «да» по поводу каждого слова, с которым, как они помнят, они встречались, независимо от того, видели они его или слышали (условия включения). Другая группа испытуемых должна была сказать «да» только по поводу тех слов, которые они слышали (условия исключения).
В условиях включения правильное распознавание испытуемыми зрительно предъявленных объектов (из первого перечня) касалось объектов, распознанных как на основании узнаваемости, так и на основании воспоминаний. Чтобы определить, какая часть результатов испытуемого связана с процессом воспоминания, нужно каким-то образом «вычесть» из общего количества распознавания по узнаваемости. Следовательно, нам нужно оценить узнаваемость в отсутствие воспоминаний, что может быть сделано на основании ошибок, допущенных испытуемыми в условиях исключения. Это значит, что когда испытуемого просят сказать «да», если он слышал слово во втором перечне, а он ошибочно говорит «да», когда слово было предъявлено зрительно, слово ему знакомо, но он точно не помнит — откуда оно, и поэтому не может правильно ответить на вопрос.
Следовательно, оценить вспоминание можно, отняв эти ошибочные ответы из общего количества распознанных слов из перечня 1 при условиях включения. Таким образом, эти методы могут быть использованы для раздельного определения вкладов процессов извлечения из памяти и узнавания. В обзоре исследований, проведенных с использованием этих и других методов, выявлены несколько обобщений, подтверждающих различие между этими процессами (Yonelinas, 2002). Во-первых, оказалось, что оценки того, может ли человека вспомнить стимул, весьма чувствительны к отвлечению внимания.
Если во время кодирования информации что-либо отвлекает ваше внимание, менее вероятно, что впоследствии вы ее вспомните, но стимул, вовлеченный в процесс кодирования, может остаться знакомым. Эти данные подтверждают мысль о том, что воспроизведение — контролируемый процесс, требующий внимания. В соответствии с этой точкой зрения люди с пони-женным вниманием (очень пожилые люди и больные с травмами префронтальной коры головного мозга) часто плохо распознают объекты, но воспринимают как знакомые те стимулы, которые они видели недавно. Информация о том, насколько знакомым ка-жется стимул, извлекается из памяти гораздо быстрее, чем информация, необходимая для его идентификации, что соответствует представлению о суждении об узнаваемости как об автоматическом процессе. Эти данные подтверждают точку зрения о том, что в основе распознавания лежат два процесса, качественно отличающихся друг от друга.
Распознавание на основании узнаваемости - быстрый, автоматический процесс распознавания, основанный на восприятии силы памяти. Сторонники дуалистической модели считают, что узнаваемость не зависит от контекстуальной информации, характеризующей распознавания. Воспроизведение - более медленный компонент опознающей памяти в дуалистической теории распознавания, требующий большего внимания и включающий извлечение контекстуальной информации о воспоминании.