Основы психологии.
Теория обнаружения сигнала как модель опознающей памяти
Иногда неправильный ответ «да», когда предъявляется новый объект, отражает не искреннюю уверенность испытуемого в том, что он раньше видел его (чего не скажешь о нашем гипотетическом свидетеле), а скорее его неуверенность в сочетании с необходимостью принять решение. По той же самой причине некоторые ответы «да», когда предъявляется старый объект, отражают угадывание. Действительно, при опознании в полиции социальная ситуация оказывает давление на свидетеля, которому нужно опознать кого-то, в результате некоторые начинают «гадать», исходя из того, чья внешность кажется им знакомой.
Чтобы понять, какое влияние может иметь угадывание, представьте себе двух участников теста распознавания. Испытуемому А говорят, что будут предъявлены как старые, так и новые предметы и что не будет «никакого наказания» за неправильную идентификацию новых объектов. Испытуемому В говорят, что неправильная идентификация новых объектов будет «очень строго наказываться». Разумеется, второй испытуемый будет более консервативен, нежели первый, что значительно снизит их тенденцию отвечать «да» при предъявлении новых объектов и при предъявлении старых объектов, относительно которых они не совсем уверены.
Понятно, что угадывание представляет собой проблему и уровень угадывания может изменяться в зависимости от пред-взятости людей. Сказанное выше поднимает принципиальную проблему измерения опознающей памяти: разграничение памяти и принятия решения. Принципиально важен метод оценки объема информации в памяти, отделяющий предвзятость суждения. Однако, чтобы разработать такой метод, нужна теория процессов памяти, участвующих в распознавании. Ниже будет рассмотрен такой подход. Теория обнаружения сигнала как модель опознающей памяти Один подход к пониманию распознавания основан на концепциях, представленных в теории обнаружения сигнала, возникшей из изучения слухового восприятия (Green & Swets, 1966).
В типичном эксперименте слухового детектирования испытуемые слушают слабый звук, предъявляемый на фоне белого шума, и должны нажать кнопку, если они улавливают его. В зависимости от силы звука результаты могут быть далеки от идеальных, и возможны четыре варианта. Если звук предъявляется и испытуемый правильно утверждает, что слышал его, такой результат называется попаданием в цель. Иногда предъявляется звук, который обнаруживается-Это промах. Если звук не предъявлен, а испытуемый утверждает, что слышал его, это ложная тревога. И наконец, звук не предъявлен и испытуемые утверждают, что ничего не слышали,
Это правильный отказ. Аналогичная ситуация существует и в тестах узнавания да/нет. В тесте распознавания испытуемый должен решить, чувствует ли он, что СТИМУЛ «знаком» ему. Решение о том, кажется ли стимул достаточно «знакомым» для того, чтобы можно было классифицировать его как «старый», аналогично решению о том, достаточно ли аудиальных свидетельств, чтобы утверждать, что вы слышали ЗВУК. Если объект знаком и испытуемый правильно отнес его к категории «старых», — это попадание в цель; если предмет знаком, но неправильно назван «новым», — это промах. Если новый объект неправильно назван «старым», — это ложная тревога, а если он правильно назван «новым», — это правильное отрицание.