Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Основы психологии.
Сила кодирования информации

Результаты изучения двойного стимулирования свидетельствуют о том, что два признака нередко оказываются гораздо более эффективными, чем если бы просто сложить их эффекты. Рассмотрим пример, основанный на исследовании Рабина и Валласа (Rubin & Wallace, 1989), которые изучали совместное влияние семанти-ческого признака и рифмы на вероятность извлечения из памяти специфических ответов. Если мы попросим вас назвать мифическое существо, вы, возможно, вспомните единорога, монстра или кого-нибудь еще из им подобных.

Если мы попросим назвать слово, которое рифмуется со словом «сумрак», вы, скорее всего, вспомните слово «мрак». Но если мы попросим вас назвать мифическое существо, рифмующееся со словом «сумрак», вы — и это весьма вероятно — назовете «призрак». Рабин и Валлас показали, что вероятность извлечения из памяти конкретного слова «призрак» в ответ на один из этих стимулов очень мала (14% для семантического стимула и 1% для рифмы), но возрастает до 97% при одновременном использовании обоих стимулов. Возможно, именно в этом заключается одна из причин, по которым так полезна тщательная разработка кодируемой информации (см. гл. 5). Тщательная разработка связывает материал со многими признаками, которые впоследствии могут быть использованы при его извлечении из памяти.

Сила кодирования информации Если материал слабо закодирован, даже хорошего признака может быть недостаточно, чтобы «запустить» механизм извлечения информации из памяти. В соответствии с тем, что сказано выше, если уровень активации цели невысок, даже релевантному признаку трудно активировать ее. Так, слова сильно отличаются друг от друга частотой использования в языке, одни используются очень часто (например, слово «собака»), а другие хоть и хорошо известны, но используются редко (например, слово «шлем»). Часто используемые слова лучше запоминаются. Одно из объяснений этого заключается в том, что человек чаще сталкивается с ними.

Точно так же насколько хорошо он запомнит перечень предъявленных ему слов или фотографий, зависит от количества времени, отданного их кодированию, т. е. от того, насколько успешным будет кодирование. Извлечение из памяти зависит от выбранной стратегии. Например, изучив перечень слов, я мог бы попытаться запомнить их (если бы был наивным), используя для этого алфавит и связывая слова с буквами.

Если материал при кодировании был каким-то образом организован, идеальной стратегией его извлечения из памяти станет обращение к этой организации (см. гл. 5). Кроме того, если, например, нужно запомнить перечень слов, стратегией будет также и решение вопроса о том, с чего следует начинать — с первого слова или с последнего. Занимаясь поисками своего паспорта, я перепробовал много стратегий, в частности вспоминал все свои поездки и когда последний раз пользовался им.

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

← к содержанию

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум