Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Основы психологии.
Процесс извлечения информации: основные принципы

В ходе извлечения информации из памяти мы, как правило, ищем какие-то конкретные сведения — конкретный факт, мысль или переживание, которые обычно называются целевыми воспомина-ниями, или целевыми следами. Предположим, я попросил вас вспомнить, что у вас было вчера на обед. Чтобы ответить мне, вы попытаетесь вспомнить само событие. В этом случае целью будут ваши воспоминания о вчерашнем обеде. Когда мы ищем целевые воспоминания, мы обычно имеем некоторое представление о том, что именно ищем.

В примере с обедом вы знали, что искали воспоминания об обеде, который состоялся вчера. Эту детализацию можно сравнить с теми ключевыми словами, которые мы впечатываем в поисковое окно интернет- поисковика. Без такой детализации вашей памяти не с чем работать точно так же, как без напечатанных ключевых слов вы не выйдете на нужный сайт. Эти фрагменты информации, обеспечивающие доступ к памяти, называются признаками извлечения или просто признаками. В общем виде извлечение информации из памяти — это продвижение от одного или нескольких стимулов к целевым воспоминаниям с целью сделать эти целевые воспоминания доступными и способными влиять на последующее распознавание.

Как стимулы помогают нам извлекать из памяти целевые воспоминания? Считается, что следы в памяти связаны друг с другом связями, которые обычно называют ассоциациями. Предположим, я прошу вас сказать первое, что приходит в го-лову, когда вы слышите такие слова: «собака», «горячий», «вверх» или «корова». Скорее всего, реакцией на эти слова будут соответственно «кошка» или «кость», «холодный», «вниз» и «молоко». Такие понятия, как «собака» и «кошка», в памяти большинства людей крепко связаны, т. е. они ассоциированы. Ассоциации — это структурные связи между словами, отличающиеся друг от друга своей силой.

Например, если я попрошу вас называть какой-нибудь фрукт, вы, скорее всего, быстро ответите банан, но ведь гуаява тоже фрукт. Тот факт, что слово гуаява не приходит в голову так быстро, свидетельствует о его более слабой ассоциации с понятием фрукт. Следовательно, извлечение информации из памяти — это продвижение от одного или нескольких стимулов к целевым воспоминаниям через ассоциативные связи. Извлечение информации из памяти - процесс извлечения целевого воспоминания, основанный на одном или на нескольких признаках, приводящих к осознанию этого воспоминания. Информацию можно извлечь из памяти с помощью разных стимулов.

Вместо того чтобы спрашивать: «Что у вас было вчера на обед?», я спросил: «Когда вы последний раз ели зеленый горошек?», и вы мне ответили: «Вчера, во время обеда». Вы вспомнили то же самое, но с помощью стимулов, отличных от тех, что были в первом примере. В роли стимулов могут выступать разные вещи; запах зеленого горошка может напомнить вам о вчерашнем вечере, или песня, исполняемая по радио, может оказаться той же самой, что исполнялась в тот вечер, когда на обед у вас был зеленый горошек. Наши воспоминания отличаются чрезвычайной гибкостью; любой аспект того, что содержится в памяти, может служить в качестве напоминания, способного обеспечить доступ к опыту, это свойство известно как память с адресацией по содержанию. В сущности, у нас есть ментальная «поисковая система» и мы можем найти с ее помощью информацию любого типа.

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

← к содержанию

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум