Основы психологии.
Формирование теории автобиографической памяти
Один способ решения этой проблемы заключается в использовании дневников, которые при всем своем качественном богатстве проявляют тенденцию к избирательности как в том, что касается отобранных событий, так и в том, что касается тех, кто готов вести дневники. Альтернативой является метод зондирования памяти, в котором автобиографические воспоминания пробуждают либо с помощью слова- подсказки, либо с помощью вопросов о специфических событиях, относящихся к определенному периоду времени.
Для людей старше сорока лет распределение во времени событий, которые они вспомнили, как правило, имеет ярко выраженный пик, относящийся к юности, так называемый реминисцентный подъем. Как правило, это объясняют тем, что юность — очень важный период в жизни каждого человека, когда формируются его представления о том, кто он и откуда пришел. Начинают формироваться теории автобиографической памяти, но исследователи все еще преимущественно интересуются такими индивидуальными феноменами, как фотографическая память, очень точные и богатые воспоминания, которые остаются у людей о поразивших их событиях, таких как известие об убийстве президента Джона Ф. Кеннеди.
Как и фотографическая память, посттравматическое стрессовое расстройство (ПСР) представляет собой другой случай, когда эмоционально насыщенное событие приводит к появлению чрезвычайно подробных и конкретных воспоминаний. Нет единого мнения о том, представляют ли воспоминания-вспышки или воскрешающие прошлое картины в ПСР некий особый вид памяти или их можно объяснить с помощью тех же самых процессов, которые, как полагают, присущи обычной автобиографической памяти. Другой весьма противоречивый вопрос — синдром ложной памяти.
Он возник на базе тех случаев, в которых, по утверждениям психотерапевтов, они обнаруживали у своих пациентов забытые ими воспоминания о том, что в детстве они подвергались насилию. Иногда подобные утверждения — откровенная ложь и могут привести к трагическим последствиям. Это обстоятельство подтолкнуло исследователей к изучению способов, посредством которых можно внушить ложные воспоминания — преднамеренно или как-то иначе.
Психогенная амнезия возникает тогда, когда сильная негативная эмоция нарушает нормальное извлечение информации из автобиографической памяти. Она отличается от нарушений автобиографической памяти, вызванных органическими причинами, которые, взаимодействуя с социальными и эмоциональными факторами, становятся источниками измышлений и бредовых фантазий. Результаты исследований, выполненных с использованием методов визуализации работы мозга, позволяют понять нейрологическую и нейроанатомическую основу автобиографической памяти.