Основы психологии.
Анатомические основы автобиографической памяти
Тон других бредовых фантазий более позитивен: пациенты считают себя тайными родственниками королевских особ, а в некоторых случаях — реинкарнацией Иисуса Христа. Один из таких пациентов пожаловался мне, что кто-то еще в его отделении утверждает, что он — Иисус Христос, а когда я спросил его, чем он это объясняет, он с радостью ответил, что «конечно, этот парень ошибается».
Возможно, бредовые фантазии — это способ объяснить такие экстраординарные переживания, как голоса, говорящие тебе, что ты должен делать, либо ощущение угрозы, собственного величия или контроля со стороны окружающих. Такие чувства, не совместимые с нормальным опытом человека, подталкивают некоторых больных к созданию модифицированной версии мира, в котором такой странный опыт обретает смысл. Бредовые фантазии преследования могут быть пугающими, но некоторые бредовые фантазии иногда могут быть и утешительными, как, например, в случае одного молодого человека, который одновременно считал себя и русским шахматистом, гроссмейстером, и прославленным рок-гитаристом.
Когда его спрашивали, как такое возможно, ведь он не говорит по-русски и не умеет играть на гитаре, он отвечал, что в его нынешнем состоянии ни то ни другое невозможно, но, будучи русским, он бегло разговаривал по-русски, а когда был музыкантом, играл на гитаре (Baddeley et al., 1996). Анатомические основы автобиографической памяти Гринберг и Рабин (Greenberg & Rubin, 2003) отмечают, что пациенты с травмами тех зон мозга, которые участвуют в визуализации, нередко имеют плохую автобиографическую память, и высказывают предположение (как и другие ис-следователи), что зрительные образы могут играть в ней важную роль.
Конвэй и соавторы использовали ЭЭГ для изучения активации коры головного мозга, связанной с чтением слова-подсказки, вызывающего соответствующие автобиографические воспоминания, с его запоминанием и последующим рассказом о воспоминании (Conway, Pleydell-Pearce, Whitecross & Sharpe, 2003). Они нашли, что на ранних стадиях активируется левая префронтальная кора, что предположительно отражает процессы, вовлеченные в пробуждение памяти; затем активация распространяется на затылочные и височные доли, что находится в соответствии с важной ролью зрительных образов. Этот паттерн активации в дальнейшем был подтвержден (Addis, Moscovitch, Crawley & McAndrews, 2004).
При изучении автобиографической памяти методы визуализации работы мозга применяются не так широко, как при изучении эпизодической памяти, однако количество исследований в этой области увеличивается. Опубликован обзор, авторы которого, рассмотрев 24 разные работы, пришли к выводу о том, что полученные данные свидетельствуют в пользу существования различий между семантическим и эпизодическим аспектами автобиографической памяти и что просматривается тенденция, в соответствии с которой эмоции смещают баланс равновесия между правым и левым полушариями (Svoboda, McKinnon & Levine, 2006). Черным и белым цветами обозначены отдельные зоны каждой структуры (Greenberg et al., 2005)