Основы психологии.
Влияние эмоций на результаты тестирования
Через две недели после того, как стали известны результаты, он задал каждому из своих студентов те же самые вопросы. У тех, кто прошел тестирование более успешно, чем ожидали, затраченное на подготовку время осталось прежним, но результат стал более важным. Те же, кто справился с тестом хуже, сообщили о том, что потратили на подготовку меньше времени. Оказалось также, что результат для них менее важен, а тест — менее правомерен. Разумеется, хотя влияние эмоций на результаты тестирования и значительно, но не чрезмерно.
Трудно и этически сомнительно проводить эксперименты, предполагающие экстремальные эмоции, но иногда появляется возможность наблюдать их в естественных условиях. Именно такая возможность представилась Вагенаару и Гренвигу (Wagenaar & Groeneweg, 1990) во время суда над Джоном (Иваном) Демьянюком, который в начале 1980-х годов был обвинен в особо жестоком обращении с заключенными концентрационного лагеря во время Второй мировой войны, за что получил прозвище Иван Грозный. В связи с этим судом авторы смогли проинтервьюировать свидетелей, которые дали первые показания около сорока лет тому назад.
Большинство свидетелей утверждали, что узнали в Демьянюке Ивана Грозного, в том числе 74% его жертв и 58% тех, кто непосредственно не пострадал от него, что является высоким показателем, особенно если учесть, сколько прошло времени. Две отдельные подгруппы видели Демьянюка по телевизору. В обеих подгруппах 80% сообщили о том, что узнали его, что свидетельствует о важном потенциальном источнике ошибок свидетелей, когда обвиняемых показывают в средствах массовой информации. В целом добровольная информация, которую сообщили выжившие узники концлагеря, оказалась точной, что выяснилось при ее сравнении с ранее полученными сведениями.
Двенадцать из тринадцати добровольцев точно ответили на вопрос, где содержались евреи, в палатках или в бараках, тогда как недобровольно правильно ответили только четырнадцать из двадцати пяти. Поразительно, но даже такие драматические события, как собственное избиение или убийство кого-либо из узников, нередко оказывались забытыми, хотя не было четких свидетельств в пользу того, что столь негативная эмоциональная информация вспоминалась с большим трудом, чем нейтральная информация.