Основы психологии.
Живые автобиографические воспоминания
Например, Рубин и Козин считают, что воспоминания об окончании высшего учебного заведения или о раннем эмоциональном опыте могут быть ничуть не менее яркими и живыми (Rubin & Kozin, 1984). Дэвидсон, Кук и Глиски (Davidson, Cook & Glisky, 2006), сравнив воспоминания о трагедии 11 сентября 2001 года с воспоминаниями о повседневных событиях, нашли, что спустя год коэффициент корреляции начальных и последующих воспоминаний об атаке на Всемирный торговый центр составлял 0,77, что свидетельствует об их очень хорошем сохранении в памяти, тогда как для большинства рядовых воспоминаний он не превышал 0,33.
Однако авторы другого исследования (Talarico & Rubin, 2003) нашли одинаковую степень забывания деталей о событии 11 сентября 2001 года и о повседневных событиях, хотя участники исследования были убеждены в том, что лучше помнят трагедию 11 сентября. Возможно, принципиальное различие в результатах этих двух исследований связано с тем, что, в то время как участники второго исследования сами отбирали и фиксировали события своей повседневной жизни и формировали свои собственные «подсказки», участники первого исследования вспоминали события, отобранные экспериментаторами. Найти однозначную «подсказку» для исключительного события экспериментатору гораздо легче, чем предложить адекватную подсказу для рутинного события в жизни другого человека.
Однако, хотя и остаются сомнения в том, так ли уж впечатляющи воспоминания, как об этом пишут Браун и Кулик, не приходится сомневаться в том, что люди действительно сохраняют живые автобиографические воспоминания о фиксированных событиях. Но с точки зрения интерпретации проблема заключается в том, что существует несколько причин, по которым это возможно.
Во-первых, эти события во многом уникальны и их практически невозможно спутать с другими событиями, чего не скажешь о большинстве событий повседневной жизни.
Во- вторых, мы склонны обсуждать эти события и многократно смотреть телевизионные передачи о них, т. е. мы их повторяем.
В-третьих, нередко эти события по-тенциально способны изменить некоторые аспекты нашей жизни и, в-четвертых, они вызывают эмоции. Учитывая, что все эти факторы так или иначе могут способствовать лучшему запоминанию, нужна ли нам какая-то дополнительная, совершенно самостоятельная теория? Возможно, нет. А если нет, то стоит ли пытаться распутать разные факторы, действующие при условиях, природа которых такова, что они практически не поддаются контролю?
Однако не приходится сомневаться в том, что исследования в этой области будут продолжены хотя бы потому, что речь идет о ярком и интригующем явлении. Что же касается меня, то я предпочитаю оценить роль каждого из условий в отдельности, для чего нужно попытаться последовательно изучить их влияние на феномен фотографической памяти. Одно из таких потенциальных условий — влияние социальных и эмоциональных факторов на автобиографическую память.