Основы психологии.
Теоретические аспекты автобиографической памяти
Эта история приводит к созданию обоснованной теории, результатом которой, в свою очередь, становятся появление и тестирование специфических гипотез. Попытка сформулировать всеобъемлющую теорию автобиографической памяти была предпринята Мартином Конвэем (Conway, 2005). Конвэй определяет автобиографическую память как систему, удерживающую знания, относящиеся к опытному Я.
Содержание памяти всегда адресовано ему, но не всегда производит полноценные воспоминания. Так, вы знаете, что в прошлом году совершили поездку в Париж, но впоследствии вспоминаете только отдельные детали или не вспоминаете вообще ничего. Такие относящиеся к воспоминаниям события возникают тогда, когда автобиографическое знание, наша личная семантическая память, имеет доступ к связанной с ней эпизодической памяти, например когда знание о том, что вы были в Париже, связано с таким специфическим воспоминанием, как созерцание Эйфелевой башни под дождем. Такие автобиографические воспоминания преходящи и динамично построены на базе автобиографических данных.
Сама по себе база автобиографических данных варьирует от весьма приблизительных представлений разных периодов жизни до сенсорно-перцептуальных эпизодов, которые быстро улетучиваются из памяти. В результате вся система зависит от взаимодействия базы знаний и работающего Я. Предположительно работающий Я играет в автобиографической памяти такую же роль, какую (в более общем виде) рабочая память играет в познании (Conway & Pleydell-Pearce, 2000). Эти общие представления были переработаны Конвэем (Conway, 2005) в более детализованную схему, показывающую, как Я взаимодействует с памятью.
Понятие «работающий Я» включает сложную совокупность активных целей и представлений о самом себе. Например, у меня есть активная цель — изложить идеи Конвэя, и я делаю это, диктуя текст в то время, как я иду по деревенской дороге, подставив лицо солнцу. Работающий Я регулирует доступ к долговременной памяти и сам испытывает на себе ее влияние. Чтобы написать это, мне нужен доступ к моим знаниям о взглядах Мартина Конвэя. Работающий Я включает концептуальные знания о самом себе — о работе, о прошлом семьи и о профессиональных целях, — которые, в свою очередь, социально обусловлены прошлым моей семьи, влиянием сверстников, школы, мифологии и прочими факторами, которые образуют сложные представления меня самого.