Основы психологии.
Метод зондирования памяти
Однако они имеют и недостатки, которые связаны с проблемой предвзятости при отборе зафиксированных событий, а также с тенденцией, проявляющейся в том, что сам процесс кодирования приводит к лучшему запоминанию отобранных событий. И наконец, этот метод требует исключительного прилежания от тех, кто ведет дневники, а потому они составляют нетипичную и малочисленную группу населения.
Метод зондирования памяти Альтернативой метода, основанного на использовании дневника, является метод воспроизведения с «подсказкой», впервые использованный Гэлтоном (Galton, 1879). В дальнейшем Кравиц и Шиффман (Crovitz & Shiffman, 1974) усовершенствовали его: они предлагали своим испытуемым какое-либо слово и просили их вспомнить автобиографическое событие, связанное с этим словом. Например, слово «лошадь» должно было вызывать воспоминание о первой поездке верхом.
Метод был адаптирован для зондирования воспоминаний, относящихся к определенному периоду времени, например к детству, или к событиям определенного рода, например к счастливым событиям. Несмотря на его простоту и относительную неконтролируемость, этот метод использовался широко и продуктивно. Заметным преимуществом зондирования автобиографической памяти является то, что этот метод пригоден для всех периодов жизни. Когда испытуемым предоставляется возможность вспомнить события из любого периода своей жизни, все здоровые испытуемые независимо от возраста чаще всего вспоминают очень мало событий, относящихся к первым пяти годам их жизни.
Этот феномен называется инфантильной амнезией (см. гл. 12). У них сохранилось также немало воспоминаний о недавнем прошлом. Испытуемые старше сорока лет хорошо помнят события, произошедшие, когда им было от 15 до 30 лет; этот феномен называется реминисцентным подъемом (Rubin, Wetzler & Nebes, 1986). Кросс-культурное исследование выявило аналогичные паттерны у испытуемых из Китая, Японии, Бангладеш, Великобритании и США (Conway, Wang, Hanyu & Haque, 2005).
Однако в том, что касается первых воспоминаний, то в данном случае культурные различия проявляются: у американцев они относятся к возрасту 3,8 года, а у китайцев — к возрасту 5,4 (Wang, 2006а, 2006b). Возможно, это отражает различия в том, как матери разговаривают со своими детьми: отношение американских матерей к своим детям более эмоциональное и бо-лее сосредоточено на прошлом, чем отношение китайских матерей (Leichtman, Wang & Pillemer, 2003).
Возможно, с этим же связан и тот факт, что детские воспоминания американцев длиннее, более подробные, более эмоциональные и более сосредоточенные на себе, чем воспоминания китайских респон-дентов, для которых характерны фрагментарность и ярко выраженный коллективный акцент (Wang, 2001).