Основы психологии.
Память больных с травмами префронтальной коры
Сценарии, как правило, направлены на достижение какой-либо цели (например, вы используете сценарий, чтобы получить удовольствие от посещения ресторана), а принято считать, что в формировании и достижении целей большую роль играет префронтальная кора. У некоторых пациентов с травмами префронтальной коры проблемы со сценариями особенно заметны. Так, больных с травмами префронтальной коры просили составить и оценить разные сценарии (рутинных событий, нерутинных событий и нестандартных событий) (Sirigu, Zalla, Pillon, Grafman, Agid & Dubois, 1995).
Эти больные называли столько же событий, сколько и больные с травмами задней части мозга и здоровые испытуемые, и вспоминали релевантные действия с такой же скоростью, что и испытуемые двух других групп. Эти данные позволили предположить, что в памяти больных с травмами префронтальной коры сохраняется столько же информации о действиях, релевантных разным событиям, сколько и у других больных и у здоровых испытуемых. Однако пациенты с травмами префронтальной коры совершали много ошибок, располагая действия в определенном порядке внутри данного сценария и решая вопрос о том, какие действия наиболее важны для того, чтобы произошло то или иное событие.
Следовательно, у них были специфические проблемы со «сценарными» знаниями, требовавшими расположения действий внутри сценария в оптимальной последовательности. Были изучены пациенты с лобно-височной деменцией (включая и пациентов с травмами префронтальной коры), которые продемонстрировали дефицит внимания и плохое исполнительское функционирование (Cosentino, Chute, Libon, Moore & Grossman, 2006). Им, так же как больным с семантической деменцией и здоровым участникам контрольной группы, были предъявлены различные сценарии. В одних сценариях содержались ошибки, касающиеся порядка действий (например, предлагалось бросить рыбу в корзину раньше, чем вытащить леску), а в других — семантические, или смысловые, ошибки (например, в сценарии, посвященном ловле рыбы, предлагалось надеть на крючок цветок).
Пациенты с семантической деменцией и здоровые испытуемые выявили одинаковое количество семантических ошибок и ошибок, связанных с последовательностью действий. Здоровые испытуемые Семантическая Лобно-височная из контрольной группы деменция деменция В отличие от них пациенты с лобно-височной деменцией и с плохим исполнительским функционированием выявили примерно в два раза больше ошибок на последовательность действий, чем семантических ошибок. Следовательно, у этих пациентов сохранились относительно неповрежденные семантические знания, или понятия, и сильно пострадали «сценарные» знания.
Какие выводы можно сделать на основании изучения нарушения знаний, основанных на понятиях и на схемах, у пациентов с различными черепно-мозговыми травмами? Если допустить, что знания понятий и знания схем хранятся в разных регионах мозга, можно ожидать встречи с пациентами, у которых знания понятий пострадали гораздо больше, чем схематические знания, и пациентами, демонстрирующими противоположный паттерн. Доступные в настоящее время свидетельства говорят о возможности реализации этого прогноза, а следовательно, и того допущения, на базе которого он сделан. Однако эта область исследований чрезвы-чайно сложна, так что все выводы, которые делаются, носят лишь предварительный характер.