Основы психологии.
Искажения понятий и теория, основанная на схеме
Во-первых, существуют относительно абстрактные понятия, как правило, соответствующие собственному миру индивида.
Во-вторых, существуют более широкие и более гибко организованные структуры, основанные на схемах и сценариях. Если это допущение правильно, можно ожидать, что одни люди с черепно-мозговыми травмами имеют более серьезные проблемы с доступом к информации, основанной на понятиях, чем к инфор-мации, основанной на схемах или сценариях, тогда как у других наблюдается противоположная картина.
Как будет показано ниже, это предположение имеет определенные доказательства. Какие больные, перенесшие черепно-мозговые травмы, имеют специфические проблемы с доступом к информации, основанной на понятиях? Прежде всего это больные, страдающие семантической деменцией. Для этого состояния характерны очень серьезные проблемы с пониманием смысла слов и объектов, но хорошее исполнительское функционирование на ранних стадиях заболевания. Однако обратите внимание на то, что точные симптомы, демонстрируемые больными с семан-тической деменцией, у разных больных сильно отличаются. Фаннелл (Funnell, 1996) нашел, что у ЭР, больной с семантической деменцией, сохранился вполне приемлемый доступ к «сценарным» знаниям. Например, когда ей пришлось уча-ствовать в организации очередной встречи с экспериментатором, она пошла на кухню и взяла свой календарь и шариковую ручку.
ЭР также правильно воспользовалась иголкой, когда ей дали пуговицу и попросили пришить ее к рубашке. Однако она чрезвычайно плохо прошла тестирование смысла распространенных предметов (шариковой ручки, иголки, ножниц). Для выполнения одного из заданий целевой объект предъявлялся с двумя другими объектами, один из которых был функционально связан с ним (например, шариковая ручка предъявлялась вместе с блокнотом и книжкой). Когда ее просили выбрать функционально связанный объект, она действовала на уровне случайности.
Аналогичные результаты описаны в (Snowden, Griffits & Neary, 1994). Больной КЭ было трудно идентифицировать и использовать свои собственные вещи, если они перемещались на непривычные места в ее доме. Однако она демонстрировала «сценарную» память, правильно исполняя свои ежедневные обязанности и правильно используя разные бытовые вещи (например, вешалки для одежды), если они лежали на привычных местах (например, ее собственная вешалка для одежды).