Основы психологии.
Что выяснили авторы?
После того как испытуемые переходили из офиса аспиранта в другую комнату, их неожиданно начинали спрашивать, что они запомнили из объектов, находящихся в офисе. Многих испытуемых сначала просили составить перечень всех объектов, которые они могут вспомнить (свободное воспроизведение), затем следовал тест памяти распознавания, включавший слова, обозначавшие как те объекты, которые находились в офисе, так и те, которых там не было. Что выяснили авторы?
Во-первых, испытуемые вспомнили больше объектов, связанных со схемой, чем не связанных с ней; сказанное относится как к тем объектам, которые присутствовали в офисе, так и к тем, которых там не было.
Во-вторых, были получены интересные данные, относящиеся к объектам, которых не было в офисе, но которые были уверенно «узнаны» испытуемыми, среди таких объектов были практически все те объекты, которые тесно связаны со схемой (например, книги, картотека). Эти данные неопровержимо доказывают, что схемы приводят к ошибкам в памяти. В-третьих, большинство испытуемых узнали гораздо больше объектов, чем вспомнили. Авторов интересовало, какие именно объекты, весьма уверенно узнанные испытуемыми, вспоминались ими наиболее часто. Оказалось, что это объекты, связанные со схематическими знаниями об офисе (например, печатная машинка). Это позволяет предположить, что схема использовалась как механизм извлечения, облегчающий вспоминание.
В-третьих, представления в нашей памяти чаще богаче и сложнее, чем можно вообразить себе на основании теорий схем. В качестве примера представьте себе ресторанный сценарий. Нам также известно, что в ресторанах быстрого питания вы садитесь за столик только после того, как закажете еду, что в дорогих ресторанах, скорее всего, есть специальные официанты, подающие вина, что в одних ресторанах необходимо заранее заказывать столик, а в других не нужно и т. д. В большинстве теорий, основанных на схемах, не обращается внимание на подобные сложности.
В-четвертых, хотя теория схем объясняет многие ошибки нашей памяти, складывается впечатление, что она прогнозирует больше ошибок, чем есть на самом деле; похоже, мы лучше разграничиваем информацию, основанную на схеме и на тексте, чем следует из этой теории.