Основы психологии.
Усвоение новых понятий
Более вероятно, что разная информация об объекте, которая у нас есть (для чего его используют люди, что он делает, его зрительные свойства, его вкус), распределена по разным зонам мозга. Какими-то до сих пор таинственными способами мы быстро и автоматически интегрируем всю эту разнообразную информацию, когда думаем о каком-то конкретном объекте.
Усвоение новых понятий До сих пор мы говорили только о хранении приобретенных знаний и о доступе к ним, но практически ничего не было сказано по очень важному поводу, а именно о том, как новые понятия формируются, а затем надлежащим образом используются в новых ситуациях. Поскольку именно эта проблема является сутью всего образования, понятно, что она очень важна. Выражаясь более конкретно, это значит, что специалисты в области образования надеются, что знания, которые учащиеся приобретают в школе или в университете, трансформируются, или обобщаются, в соответствии с теми разными ситуациями, с которыми они в дальнейшем столкнутся.
Однако большая часть данных свидетельствует о том, что, к сожалению, практически никакой трансформации не происходит, если новая ситуация не имеет тесной связи с той, в которой происходило научение. Например, известно, что студенты, научившиеся решать задачи по физике, в которых фигурируют скорость и расстояние, были не в состоянии перенести усвоенный ими способ на решение задач с арифметической прогрессией, которые концептуально были очень похожи на задачи по физике (Bassock & Holyoak, 1989).
Студенты решили, что то, что они изучили, применимо только для решения задач по физике, и не поняли, что могут применить свои знания и в другом контексте. Напротив, те студенты, которые начали с того, что научились решать задачи на арифметическую прогрессию, воспользовались своими знаниями для решения задач по физике. В этом случае студенты сначала усвоили более общие знания по арифметике и поэтому были знакомы с тем, что они могут быть использованы в разных контекстах. Барнетт и Сеси опубликовали обзор исследований переноса знаний (Barnett & Ceci, 2002).
Они пришли к выводу о том, что перенос научения из ситуации, в которой оно происходило, на новые ситуации уменьшается, когда условия научения и новая ситуация отличаются друг от друга по одному из следующих параметров: 1) область знания; 2) физический контекст (обстановка научения); 3) временной контекст (длительный период времени между научением и новой ситуацией); 4) функциональный контекст (разные цели поведения научения); 5) социальный контекст (индивидуальная ситуация научения и социальная ситуация научения); 6) модальность (зрительное предъявление в одной ситуации и слуховое предъявление в другой ситуации).