Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Основы психологии.
Модель распространяющейся активации

При базовых условиях за данным словом (например, «масло») немедленно следовало либо семантически связанное с ним слово, например «хлеб», либо не связанное с ним слово (например, «сиделка»). Согласно модели распространяющейся активации, последняя должна распространиться от первого слова на второе только в том случае, если они семантически связаны друг с другом, и эта активация должна облегчить идентификацию второго слова. Следовательно, «масло» должно быстрее идентифицироваться как значащее слово, если следом идет «масло», а не «сиделка».

Так и было на самом деле: эффект облегчения (или семантический прайминг) наблюдался для семантически связан-ных слов. Макнамара (McNamara, 1992) использовал тот же самый базовый подход, что и Мейер (Meyer & Schvaneveldt, 1976). Предположим, первое слово было «красный». Иногда за ним следовало слово, отделенное одной связью (например, «розы»), а иногда — двумя (например, «цветы»). Слово, отделенное от активированного одной связью, должно быть активировано более заметно, чем слово, отделенное от него двумя связями, и эффект облегчения в первом случае должен быть более заметным, что и было продемонстрировано (McNamara, 1992). Дополнительные подтверждения этой модели представлены в исследовании: Schacter, Reinman, Curran, Yun, Badley, McDermott & Roediger, 1996.

Авторы использовали парадигму Дейса — Редигера — Макдермотта (подробнее об этой парадигме читайте в гл. 12). Испытуемым предъявляли перечни слов, составленные специальным образом. После того как было выбрано первое слово (например, «доктор»), за ним помещали несколько слов, тесно связанных с ним (например, «сиделка», больной», «госпиталь», «пациент»). Все эти слова (за исключением первого слова, что принципиально важно) нужно было запомнить. В дальнейшем проводилось тестирование памяти распознавания. Что происходило, когда слово, которого не было в исходном списке (например, слово «доктор»), появлялось во время тестирования?

Согласно модели распространяющейся активации, отсутствующее слово должно быть в высшей степени активизировано, потому что она тесно связано со всеми остальными словами в перечне. Было проведено сравнение активации мозга, когда испытуемые ошибочно «узнавали» отсутствующее слово и когда они правильно узнавали слова, присутствовавшие в перечне (Schacter et al., 1996). Паттерн и интенсивность активации мозга в обоих случаях были очень похожи, свидетельствуя о заметной активации отсутствующего слова, что вполне согласуется с этой моделью.

Аналогичные данные были получены и в других исследованиях, включая исследование Шактера и соавторов. Для интерпретации результатов многих экспериментов модель распространяющейся активации оказалась более плодотворной, чем модель иерархической сети. Важная причина заключается в том, что она отличается гораздо большей гибкостью. Однако гибкость влечет за собой и некоторые недостатки: на базе гибкой модели, как правило, не удается делать очень точных прогнозов, а это значит, что оценить ее общую адекватность нелегко.

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

← к содержанию

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум