Основы психологии.
Модель иерархической сети
Основная идея этих авторов заключается в том, что семантическая память представляет собой серию иерархических сетей. Часть одной из таких сетей представлена на рис. 6.1. Основные понятия («животное», «птица», «канарейка») представлены в виде кружков, рядом с которыми указаны отличительные признаки, присущие каждому понятию (например, «имеет крылья», «желтого цвета»).
Вы можете спросить, почему признак «летает» относится не к понятию «канарейка», а к понятию «птица»: в конце концов, один из отличительных признаков канарейки заключается в том, что она летает. По мнению авторов, если бы понятие «летает» сохранялось бы вместе с каждым названием птицы, это было бы пустой тратой места в семантической памяти. Если те признаки, которые присущи практически всем птицам (такие, как «летает», «имеет крылья»), сохраняются только вместе с понятием «птица», это удовлетворяет требованиям когнитивной экономии.
Основной принцип заключается в том, что информация о свойствах хранится на самом высоком из возможных уровней иерархии, чтобы свести к минимуму количество информации, подлежащей хранению в семантической памяти. Иными словами, организация информации в семантической памяти базируется на принципе когнитивной экономии.
3. Название металла, заканчивающееся буквой г
4. Название птицы, заканчивающееся буквой п
5. Название страны, заканчивающееся буквой у
6. Мужское имя, заканчивающееся буквой d
7. Женское имя, заканчивающееся буквой п
8. Название цветка, заканчивающееся буквой t
Общее затраченное время составляет... Я полагаю, что с перечнем А вы справились гораздо быстрее, чем с перечнем В. Что это значит? На простейшем уровне это значит, что первая буква является гораздо более эффективной «подсказкой», чем последняя, когда вы стараетесь извлечь из памяти информацию на уровне базовых категорий. В свою очередь, это говорит нам кое-что и о том, как хранятся названия этих категорий, потому что нет логической причины, почему перечень В должен требовать больше времени, чем перечень А.
Например, можно создать такую компьютерную программу, которая с одинаковой скоростью будет извлекать слова независимо от того, какая именно буква предлагается в качестве «подсказки» - первая, последняя, вторая, четвертая или любая другая.