Основы психологии.
Стремление учиться
Более гибкий метод основан на визуальных образах: слова связываются между собой, если представить себе, что они так или иначе взаимодействуют друг с другом. Это взаимодействие не обязательно должно быть правдоподобным, так что вполне можно представить себе лебедя, управляющего мотоциклом, если нужно связать два этих слова. Образно-мнемонический способ запоминания с незапамятных времен является одним из важнейших инструментов памяти. Подробнее о них будет рассказано в гл. 16, посвященной усовершенствованию памяти.
Предположим, в вашем распоряжении находится интересный материал, имеет ли значение, стараетесь ли вы изучить его или нет? Как это ни удивительно, но ответ будет отрицательным. Важно то, что вы делаете с этим материалом, а не то, какова ваша цель. Это было убедительно доказано в исследовании, выполненном Мэндлером (Mandler, 1967). Испытуемые получали набор карточек, на каждой из которых было написано слово.
Испытуемые одной группы должны были выучить слова наизусть. Испытуемых второй группы просили рассортировать слова по категориям так, чтобы в каждую категорию вошли слова, имеющие что-то общее. Третья группа получила то же самое задание, но испытуемых предупредили, что потом им предстоит тестирование. И наконец, испытуемых четвертой группы попросили просто расположить слова в колонки.
Последующее тестирование показало, что испытуемые, которых просили объединить слова по смыслу, не сказав ничего про предстоящее тестирование, продемонстрировали такие же хорошие результаты, как и испытуемые, которых просили выучить слова наизусть, или на самом деле — упорядочить материал и выучить. Испытуемые из всех трех групп вспомнили больше слов, чем испытуемые из четвертой группы, из группы случай-ного научения, которые только раскладывали карточки в колонки.
Как уже говорилось выше, влияние уровней обработки информации не зависит от того, знают ли испытуемые о предстоящем тестировании; результаты тестирования зависят только от того, какое задание по обработке информации выполняется (Hyde & Jenkins, 1973). Эти результаты ясно говорят вам о том, как вы должны учиться. Важно не желание запомнить, а то, как вы обрабатываете информацию. Если вы вдумываетесь в ее смысл, связываете ее с тем, что вам уже известно, и размышляете над тем, какие выводы следуют из нее, у вас гораздо больше шансов усвоить ее, если вы просто читаете и отмечаете основные пункты.