Основы психологии.
Использование семантического кода
Полагают, что знание о предстоящем тесте подталкивало испытуемых из группы преднамеренного научения к дополнительной обработке информации, тогда как требование многократной артикуляции препятствовало дальнейшей обработке информации испытуемыми из второй группы. Итак, в чем же разница между результатами Гленберга и соавторов (Glenberg et al., 1977), которые практически не нашли никаких преимуществ в повторении, и результатами Микеника (Mechanic, 1964), который обнаружил, что повторение способствует воспроизведению?
Принципиальное значение имеет вопрос о том, что именно должны были запомнить участники экспериментов. В случае исследования Микеника слоги незнакомы и не образуют естественных кластеров. Повторение таких слогов может улучшить их презентацию в фонологической ДВП. В исследовании Гленберга у испытуемых не было необходимости заучивать слова, так как они уже входили в их словарь. В данном случае тестирование памяти заключалось в том, чтобы вспомнить, какое именно слово было только что предъявлено, а это представляет собой нечто такое, что, как мы увидим, как правило, зависит от осмысленных связей между словами.
Этому, скорее всего, может помочь большой набор семантических признаков, которые типичны для слов, но не типичны для слогов, лишенных смысла. Одна из причин, по которым более глубокая обработка информации, как правило, благоприятствует научению, заключается в том, что она придает особое значение использованию семантического кода, который потенциально гораздо богаче, чем коды, представляющие звучание слова или его внешний вид на бумаге. Однако почему это должно помогать?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны подумать о задании, выполняемом участниками экспериментов, для которых характерны типичные уровни обработки информации, а именно экспериментов, по ходу которых испытуемые видят или слышат перечень слов, а потом должны вспомнить как можно больше слов. Строго говоря, слова в перечне не нужно заучивать, потому что они уже присутствуют в словаре испытуемых. Проблема заключается в том, чтобы вспомнить только те слова, которые были предъявлены, и никакие другие.
Один из способов достижения этой цели заключается в том, чтобы объединять слова в кластеры и вспоминать именно их. Результаты, полученные Тульвингом, говорят о том, что именно так и поступают испытуемые (Tulving, 1962). Он многократно предъявлял участникам эксперимента перечень слов, каждый раз изменяя их порядок, и просил вспомнить как можно больше слов.
Несмотря на то что порядок слов каждый раз был другим, Тульвинг заметил, что по мере того, как испытуемые постепенно усваивали перечень, они вспоминали не отдельные слова, а кластеры, которые опыт за опытом воспроизводились в одном и том же порядке. Научение сводилось к формированию все более и более крупных кластеров, и Тульвинг назвал этот процесс субъективной организацией.