Основы психологии.
Уровни обработки информации
«Сознание собственного превосходства, внушенное ему в детские годы пристрастием старого Эрншо, теперь угасло. Он долго силился идти вровень с Кэтрин в ее занятиях и сдался с мучительным, хоть и без-молвным, сожалением; но сдался бесповоротно. Когда он убедился, что неизбежно должен сойти на низшую ступень, то уже нипочем не желал сделать хоть шаг, который позволил бы ему подняться» (Бронте Э. «Грозовой перевал»).
В первом отрывке пропущены слова: съесть, курочку, план, умная, планов, он маленькую, молодой, сегодня, курочку, план, закинул, рыжую. Во втором отрывке пропущены слова: уже, раньше, от, в, тягу, сознание, в, старого, долго, Кэтрин, сдался, безмолвным, когда, должен, то, сделать, бы. По мнению большинства людей, детский текст более предсказуем и в него вставляют гораздо больше пропущенных слов. Избыточность слов, измеренная с помощью метода восполнения пропущенных слов, представляет собой достаточно надежный прогностический параметр как «читабельности» текста, так и его запоминаемости. Чем более избыточен и прогнозируем прозаический отрывок, тем легче его запомнить и вос-произвести (Rubenstein & Aborn, 1958).
Уровни обработки информации Можно сказать, что все рассмотренные выше примеры, начиная с тех, которые свидетельствуют о разных способах кодирования информации, и заканчивая отрывками с разной предсказуемостью, отражают влияние смысла. Но почему смысл облегчает долговременное научение? Один из возможных ответов на этот вопрос заключается в том, что хранение в КВП базируется на фонологическом коде, в то время как ДВП имеет семантическую основу.
Однако это объяснение нельзя назвать удовлетворительным по двум причинам. Во-первых, ясно, что мы можем продемонстрировать долговременное научение и для фонологической информации, иначе как бы мы усвоили звучание слов языка? Более того, просто сказать, что ДВП использует семантический код, еще не значит объяснить, почему семантический код помогает. Ответ на этот вопрос был предложен Крэйком и Локхартом (Craik & Lockhart, 1972), которые сформулировали гипотезу уровней обработки. Эта гипотеза отходит от идеи о том, что хранящаяся в памяти информация имеет какие-то специфические коды, подчеркивая, что продолжительность хранения материала в ДВП зависит от того, как он был обработан.
Они предположили, что информация усваивается и обрабатывается с разной степенью глубины. Так, если речь идет о напечатанном слове, то сначала обрабатывается информация о его зрительных характеристиках, затем наступает очередь его звучания и, наконец, — его смысла.