Основы психологии.
Смысл и память
В действительности, когда Бартлетт выступил со своей критикой подхода Эббингауза, уже было ясно, что если сам Эббингауз, возможно, и преуспел в исклю-чении смысла из стратегии научения, этого нельзя было сказать о менее решительно настроенных студентах, которые впоследствии участвовали в экспериментах по вербальному научению.
В 1928 году Глэйз попросил своих студентов оценить, в какой степени каждое из возможных сочетаний согласная-гласная-согласная соответствует одному или более реальным словам. Так, сочетание С AS соответствует нескольким словам (castle, cast и casino), тогда как сочетание ZIF гораздо труднее Эпизодическая память: организация и запоминание 143 связать с существующими осмысленными словами. Есть неопровержимые доказательства в пользу того, что сочетания, признанные более осмысленными, легче запоминаются Qung, 1968).
Означает ли это, что для того, чтобы запомнить слоги, люди явно полагаются на слова? Скорость, с которой Эббингауз повторял эти слоги, делает это маловероятным; даже при более медленном воспроизведении (один слог в две секунды) формировать и использовать ассоциации очень трудно для всех слогов, за исключением разве что «самых ходовых». Представляется более вероятным, что ближе к истине предположение Бартлетта о том, что это задание включает формирование простых повторений; при этом легче всего запоминаются слоги, наиболее близкие к структуре английского языка, — эффект, который мы уже отмечали, когда говорили о непосредственной памяти.
Доказано, что это именно так (Underwood & Schulz, 1960; Baddeley, 1964). К 1960-м годам исследования вербального научения с использованием лишенных смысла слогов прекратились, и им на смену пришли исследования с использованием перечней слов, смысл которых был чрезвычайно важен. Доминирующей традицией в вербальном научении оставалась связь стимул — реакция, при этом основной интерес был сосредоточен на влиянии ранее существовавших ассоциаций между словами каждого из перечней.
Этот подход поддерживался точкой зрения, что память можно объяснить исключительно с позиций ассоциаций или связей между словами. Если предыдущие связи между словами были прочными, как, например, в случае bread — butter (хлеб — масло), научение будет более легким, чем в случае менее связанных друг с другом слов, таких, например, как castle- tower (замок — башня).