Основы психологии.
Методика Бартлетта
Испытуемые Бартлетта не были пассивными реципиентами информации, они стремились постичь ее смысл и усвоить суть предъявленного им материала. Действительно, Бронислав Гомулка (Bronislav Gomulicki, 1956) один из учеников Бартлетта, отмечал, что независимые судьи не могли отличить от предъявленной истории записи пересказов, сделанные разными людьми, и попытки других людей обобщить ее содержание.
Второй отличительной особенностью теории Бартлетта была постулированная им концепция схемы, долговременного структурированного представления знаний, которые используются для понимания нового материала и для его даль-нейшего запоминания и воспроизведения. Впоследствии эта концепция оказалась очень влиятельной. Подробнее она будет рассмотрена в гл. 6, посвященной семантической памяти.
Бартлетт подчеркивал роль социальных и культурных влияний на развитие схем, которые, в свою очередь, определяют способ, которым материал кодируется, хранится и в дальнейшем воспроизводится. Эти тенденции особенно ярко проявились на примере таких легенд, как «Война духов», некоторые особенности которой были несовместимы с ожиданиями европейцев (или американцев, не знакомых с культурой североамериканских индейцев). В результате верхъестественный аспект легенды часто опускался. Кроме того, те особенности легенды, которые поражали читателей, перерабатывались ими так, чтобы они соответствовали их ожиданиям.
В результате «что-то черное вышло у него изо рта» превращалось в «пену у рта». Интерпретируя полученные им результаты, Бартлетт (Bartlett, 1932) утверждал, что системные ошибки и искажения, присутствующие в воспроизведении испытуемых, являются следствием вторжения их схематических знаний. Но экспериментальный подход Бартлетта заслуживает и критики. Инструкции, которые он давал своим испытуемым, были весьма туманными, и он не занимался статистической обработкой полученных им данных!
Однако больше беспокоит то, что многие из искаженных воспоминаний, которые он наблюдал, были скорее следствием «сознательного домысливания», нежели реальных проблем памяти. Это доказали Голд и Стефенсон (Gauld & Stephenson, 1967), которые нашли, что четкие инструкции, подчеркивающие необходимость точного воспроизведения, ис-ключают едва ли не половину ошибок, которые наблюдаются при использовании туманных инструкций Бартлетта. Несмотря на эти проблемы, присущие методике Бартлетта, его основные выводы были подтверждены в результате проведения хорошо контролируемых исследований.
Например, рассмотрим исследование, которое провели Салин и Дулинг (Sulin & Dooling, 1974). Они решили протестировать теорию Бартлетта, включая и его предположение о том, что системные, вызванные схемой ошибки станут заметнее через продолжительный период времени, ибо схематическая информация дольше хранится в памяти, чем информация, содержащаяся в тексте.