Основы психологии.
Эпизодическая память: организация и запоминание
Ответы на все эти вопросы требуют особой памяти, такой памяти, которая позволяет вам добраться до специфических воспоминаний, привязанных к определенным моментам времени. Они требуют эпизодической памяти. Из гл. 1 вы помните, что этот термин был предложен Энделем Тульвингом, чтобы подчеркнуть различие между воспоминаниями о специфических событиях и семантической памятью, обобщенными знаниями о мире.
Именно эпизодическая память делает возможным то, что Тульвинг назвал «мысленными путешествиями во времени»; благодаря ей мы можем возвращаться в прошлое и вновь переживать случившиеся тогда события, мы также можем использовать эту способность для путешествий в будущее и предвкушения событий, которые еще только должны произойти. Например, вы можете помнить о том, что вчера вечером встречались с другом и согласились поиграть в теннис завтра днем, и можете «совершить путешествие во времени в будущее», чтобы соответствующим образом спланировать свой день.
Принципиальной особенностью эпизодической памяти является способность запоминать специфические события. Для этого вам необходима некая интеллектуальная систематизация, которая позволит вам отличить одно конкретное событие от похожих событий, случившихся по другим поводам. Это, в свою очередь, требует трех вещей. Во-первых, нужна система, которая позволяет вам кодировать какое-то конкретное событие таким образом, что оно будет отличаться от других событий. Во-вторых, нужен метод длительного хранения этого события и, наконец, необходим метод поиска в этой системе и извлечения этого конкретного воспоминания.
Данная глава посвящена первому из этих процессов, а именно тому, какая организация памяти используется для такой «каталогизации» наших опытов, что они становятся доступными, когда нам нужно их вспомнить. Хотя отличительной особенностью эпизодической памяти является способность вспоминать специфические события, подобные события могут накапливаться и консолидироваться, образуя основу семантической памяти — наши знания о мире. Хотя характер связи эпизодической и семантической памяти до конца не выяснен (Tulving, 2002; Squire, 2004), ослабление эпизодической памяти у людей, страдающих амнезией, как правило, связано с ухудшением способности приобретать знания.
Мартин Конвэй и его коллеги изучали усвоение и запоминание материала из курса психологии. После небольшого промежутка времени бблыиая часть информации вспоминалась как эпизоды, например сведения об экспериментах Морриса, изучавшего роль гиппокампа в научении. Однако тестирование, которое проводилось через несколько месяцев, показало, что эта информация отделилась от воспоминаний о самом событии научения и вошла в семантическую память, во всяком случае у наиболее успешных студентов (Conway et al., 1992).
В этом смысле данная глава, как и предыдущая, посвящена научению. Психология памяти испытывала в прошлом и продолжает испытывать и сейчас влияние двух весьма отличных друг от друга традиций. Одна из них — традиция Эббингауза, которая заключается в том, что изучение человеческой памяти возможно с помощью специфических экспериментов со строго ограниченными целями. Опасность этого подхода заключается в том, что он может привести к концентрации нашего внимания на узких проблемах, которые мало могут рассказать нам о том, как память работает в мире, находящемся за пределами лаборатории.