Основы психологии.
Имплицитное научение и мозг
Особенно ярко это проявляется на примере условных рефлексов. Результаты исследований, выполненных на животных, позволяют предположить важную роль миндалины, похожей по форме на миндаль структуры в мозге, которая играет важную роль в реализации эмоций и страха (LeDoux, 1998). Свидетельства в пользу важности миндалины для формирования условных рефлексов у человека содержатся в исследовании, выполненном с участием контрольной группы здоровых испытуемых и трех разных пациентов (Bechara, Tranel, Damasio, Adolphs, Rockland & Damasio, 1995).
У одного из пациентов было билатеральное повреждение миндалины, у второго — билатеральное повреждение гиппокампа, который, как известно, играет важную роль в эпизодической памяти, а у третьего были билатеральные повреждения обеих структур. В одном из исследований испытуемым предъявляли разноцветные слайды, причем после предъявления одного из них — синего — раздавался громкий звук трубы. Этот вызывающий отвращение стимул приводил к увеличению электропроводности кожи — ме-рилу нервозности, которая стала условным рефлексом только на синий слайд.
После эксперимента у всех членов контрольной группы и у трех больных испытуемых спросили, какого цвета слайды они видели и был ли один из них связан со звуковым сигналом. Результаты представлены на рис. 4.11. У больного с билатеральным повреждением миндалины (М) условного рефлекса не образовалось, но он запомнил цвета слайдов и идентифицировал синий слайд как связанный со звуковым сигналом. Короче говоря, у него была эксплицитная эпизодическая память, а условные рефлексы у него не возникали.
Второй больной, классический случай амнезии с повреждениями гиппокампа, но с неповрежденной миндалиной (ГК), продемонстрировал отчетливые условные рефлексы, но был не в состоянии описать слайды. Третий пациент с повреждениями миндалины и гиппокампа (МГК) не смог ничего вспомнить и не продемонстрировал условного рефлекса. Члены контрольной группы продемонстрировали и условный рефлекс, и эпизодическую память на слайды. Следующее доказательство критически важной роли миндалины получены из ряда исследований, проведенных с использованием методов визуализации функций мозга g одном из этих исследований в качестве стимулов использовались изображения лиц, одно из которых сопровождалось громким неприятным звуковым сигналом (Biichel, Morris, Dolan & Friston, 1998).
Авторы наблюдали образование условного рефлекса в системе, включавшей миндалину и поясную извилину, а также в зонах, которые они связывали с «готовностью к бегству». Результаты дальнейшего исследования показали, что образование условного рефлекса было возможно даже тогда, когда лица были настолько закрыты масками, что испытуемые не могли узнать их (Morris, Ohman & Dolan, 1998). Интересно отметить, что, когда испытуемым предъявляли замаскированные лица, активация наблюдалась преимущественно в правой части миндалины, а когда предъявлялись незамаскированные лица — в левой.