Основы психологии.
Комплексный системный контроль
Однако сами эти процессы могут нуждаться в контроле и включать ситуации, в которых автоматика еще недостаточно адекватна. Примером может служить работа авиадиспетчера. Поэтому возник вполне оправданный интерес к тому, как происходит научение выполнению этих комплексных контрольных заданий.
Берри и Бродбент разработали компьютерную игру, включавшую контроль за работой условной сахарной фабрики и ее эффективностью за счет одновременной оптимизации исходного сырья, его хранения и переработки, а также выпуска готового продукта (Berry & Broadbent, 1984). После шестидесяти тренировок испытуемые достигли 80% от оптимального показателя. Однако, как и в случае овладения вождением парусного судна или грамматики, у большинства испытуемых не было четкого представления о том, что они делают и зачем, как не было и корреляции между продемонстрированным ими объемом эксплицитных знаний и уровнем выполнения задания.
Разумеется, одна из возможных причин заключается в том, что очевидный недостаток эксплицитных знаний может просто отражать трудности в изложении словами стратегии, которая сама по себе не была вербальной. Множество попыток проверить это предположение были основаны на так называемом методе «научи другого», когда обучающегося просили рассказать новичку о том, как нужно выполнять задание. Стэнли и соавторы провели 570 экспериментов и показали принципиальную возможность передачи информации, но только после очень многих эпизодов научения (Stanley, Mathews, Buss & Kotler-Cope, 1989).
Научение и сознание Не приходится сомневаться в том, что бблыпая часть нашего научения имплицитна в том смысле, что мы можем приобретать навыки, но при этом не можем оценить и точно сообщить, что мы знаем. Разумеется, это вовсе не значит, что для научения сознание не необходимо. Обращение к этому вопросу требует рассмотрения определения сознания. Я полагаю, что для нашей нынешней цели мы используем в качестве основы то, что Дамазио назвал ядром сознания. Под ядром сознания Дамазио понимает состояние от полного бодрствования и насторожен-ности до глубокого сна и даже комы. Понятно, что научение более эффективно, если человек бодрствует, чем если он спит или просто находится в сонном состоянии, но возможно ли какое-либо научение при отсутствии нормального сознания?
В течение многих лет можно было слышать утверждения, что можно учиться во сне — весьма заманчивое утверждение для студентов, ведущих активный образ жизни. Однако, увы! Научное объяснение этого так и не было получено (см. обзор Druchman & Bjork, 1994). Но были получены данные, свидетельствующие в пользу того, что сон способствует закреплению ранее приобретенных знаний (гл. 11).