Основы психологии.
Процедурное научение
В этом тесте ранее предъявленное слово, например крокодил, тестируется таким образом, что в нем отсутствует половина букв, например к-о-к-д-л, и испытуемого спрашивают, каких букв в нем не хватает. Оба этих теста свидетельствуют о сохранении результатов научения у лиц, страдающих амнезией (см. гл. И). Используя восстановление слова по фрагментам, Тульвинг, Шактер и Старк изучали сохранение в памяти нормальных испытуемых результатов эксплицитного и имплицитного словесного научения (Tulving, Schacter & Stark, 1982).
В результате тестирования через один час воспроизведение слов показало лучшие результаты, чем восстановление слова по фрагментам; однако через неделю наблюдалась обратная картина: показатели восстановления слов по фрагментам ухудшились лишь незначительно, а воспроизведение свидетельствовало о значительном забывании. Семантическое Физическое До сих пор, обсуждая прайминг, мы говорили только о словесной памяти.
Однако как показали Уоррингтон и Вейскрантц (Warrington & Weiskrantz, 1970), прайминг «работает» и при запоминании рисунков разных объектов. Когда память тестируется по распознаванию различий, больные, страдающие амнезией, чрезвычайно плохо справляются с заданиями, но, когда требуется идентифицировать фрагментированную версию оригинального рисунка, они демонстрируют нормальную имплицитную память. Шактер, Купер и Деланэ (Schachter, Cooper, Delaney, 1990) обнаружили аналогичный эффект для плоскостных рисунков объемных предметов, эффект, отсутствовавший, когда рисунки представляли «невозможные объекты», которые в действительности нельзя было изобразить в виде объемов и которые поэтому, вероятно, не вызывали образования в мозге отчетливых представлений. И наконец, хотя большинство исследований прайминга выполнены на перцептивном уровне, эквивалентные эффекты могут быть обнаружены и на более глубоком уровне.
Шринивас и Редигер предъявляли испытуемым перечни слов, включавшие такие названия животных, как крыса и гиена (Srinivas & Roediger, 1990). После этого им предлагали выполнить на первый взгляд никак не связанное с ними задание, которое заключалось в том, что за шестьдесят секунд они должны были назвать как можно больше слов из тех же самых семантических категорий. Наиболее часто назывались слова, встречавшиеся в предлагавшихся перечнях. Процедурное научение Несколько лет назад я прошел курс обучения управлению парусным судном. Он начался с теории, с объяснения связи между направлением ветра, установкой парусов и управлением рулем.
Оказалось, что помнить об этих трех факторах, управляя маленькой лодкой, вилявшей из стороны в сторону, совсем непросто, и вскоре я перестал задумываться о них и делал то, что подсказывал здравый смысл. Лодка таинственным образом начала подчиняться мне точно так же, как в дальнейшем подчинялись и другие лодки. Казалось, мозг каким-то образом решает проблемы, недоступные сознанию. Разумеется, подобное ощущение возникает и при реализации других навыков.