Основы психологии.
Прайминг
Например, вас могут попросить прочитать перечень слов, а затем, в отдельном эксперименте, воспринять слова, представленные очень быстро. Более вероятно, что вы обнаружите те слова, которые перед этим прочитали, чем новые слова, хотя, возможно, что старых слов вы и не помните. Прайминг-эффект характерен для многих ощущений, что позволило Шактеру (Schacter, 1992) на том основании, что аналогичные принципы применимы ко всем модальностям, классифицировать перцептуальный прайминг как образующий когерентную систему памяти.
Прайминг проявляется также в вербальной памяти и предлагает один способ, с помощью которого даже пациенты с тяжелой формой амнезии могут продемонстрировать практически нормальную память. Этот феномен открыли Уоррингтон и Вейскрантц (Warrington & Weiskrantz, 1968), которые предъявляли людям, страдавшим амнезией, и контрольной группе перечень слов, а затем их тестировали. Когда использовалась стандартная процедура узнавания и испытуемые должны были идентифицировать слова, которые они прежде видели, люди, страдавшие амнезией, справлялись с этим заданием очень плохо.
Однако тестирование с использованием процедуры прайминга позволяло им справляться с ним нормально. Эта процедура включала визуально размытую нечеткую версию каждого слова, и испытуемых просили «догадаться», что это за слово. Похожие способы использования прайминга для демонстрации имплицитной памяти на слова включают дополнение основы слова до целого и восстановление слова по фрагментам. Дополнение основы слова до целого, когда испытуемому предъявляют несколько первых букв и просят его дополнить их таким образом, чтобы получилось значимое слово, тестирует имплицитную память (например, предъявляют шт—, а испытуемый должен дополнить эти буквы так, чтобы получился «штамп»).
Обратите внимание на то, что если испытуемого просят «догадаться», что это за слово, речь идет о тестировании имплицитной памяти, если же в аналогичной ситуации просят «вспомнить» слово, то это уже тестирование эксплицитной памяти. Были проведены исследования, авторы которых тестировали людей, страдающих амнезией, и здоровых испытуемых, которым предъявляли перечень слов тремя способами: свободным воспроизведением, воспроизведением с «подсказкой» и дополнением основы слова до целого. Испытуемые, страдавшие амнезией, очень плохо справились с тестом на свободное воспроизведение и практически не спра-вились с воспроизведением с «подсказкой», но не продемонстрировали никаких проблем с дополнением основы слова до целого. Принципиально важная особенность прайминга заключается в том, что он часто, хотя и не всегда, зависит от воспроизведения тех физических условий, при которых происходило кодирование.
Так, Грэф и Мэндлер зрительно предъявляли испытуемым перечень таких слов, как STAMP, и просили запомнить их либо семантически, либо с точки зрения их внешнего облика. Затем запоминание тестировалось либо с помощью добавления основы слова до целого («дописывания слова»), либо с помощью ассоциативной семантической подсказки (например, Letter) (Graf & Mandler, 1984). Как и следовало ожидать, семантическое кодирование продемонстрировало значительное преимущество по сравнению с эксплицитным воспроизведением с «подсказкой», поскольку, как станет понятно из материала гл. 5, семантическое кодирование, в принципе, является хорошим способом эксплицитного научения. Однако преимущества семантического кодирования не проявились, когда запоминание тестировалось имплицитно с использованием восстановления слова по фрагментам.