Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Основы психологии.
Имплицитное научение

Приобретение нового навыка - это сложный процесс. Например, навыка катания на велосипеде. Казалось бы, чего проще, нужно купить велосипед и, потратив день или два, на обучение наслаждаться катанием. Действительно, в том, что касается езды на велосипеде, нам не нужно эксплицитно помнить о том, что нужно делать; мы просто садимся на велосипед и едем. Пример приобретения моторных навыков — один из широкого спектра примеров знаний и навыков, которые могут быть усвоены имплицитно. Они раз-деляются на три большие категории: условные рефлексы; прайминг, процесс, в результате которого предъявление какого-либо стимула влияет на восприятие стимула, предъявляемого непосредственно после него, и процедурное научение, примером которого является приобретение моторных навыков. Рассмотрим эти виды имплицитного научения по порядку.

Условные рефлексы В 1902 году молодой американский психолог Эдвин Твитмайер изучал коленный рефлекс: после того как раздавался звонок, он ударял молоточком по колену испытуемого, вызывая тем самым непроизвольное сокращение мышцы и разгибание голени. Однажды он обратил внимание на то, что то же самое произошло после звонка еще раньше, чем он коснулся ноги молоточком. Испытуемый сказал, что нога «дернулась непроизвольно». Твитмайер продолжил свои исследования (Twitmyer, 1902) и спустя два года доложил результаты на съезде Американской психологической ассоциации. Однако его энтузиазм не нашел поддержки со стороны профессора Уильяма Джеймса из Гарварда, который председательствовал на этом съезде.

Он свернул дискуссию, поскольку приближалось время ланча. Примерно в то же самое время прославленный русский физиолог академик И. П. Павлов, удостоенный Нобелевской премии за работы по пищеварению, пришел к аналогичным выводам. Изучая слюноотделительный рефлекс у собак, он заметил, что слюноотделение начинается у животных в тот момент, когда они слышат, что пришел экспериментатор. Павлов продолжил свои исследования, которые принесли ему всемирную известность (Pavlov, 1927).

Как написано во всех основных учебниках, Павлов нашел, что если звонок раздается в то же самое время, когда собакам дают еду, через некоторое время он один будет вызывать слюноотделение, что отражает суть условных рефлексов: сочетание нейтрального, безусловного стимула — звонка — с рефлекторной реакцией — слюноотделением — приводит к научению. Павлов также обратил внимание и на то, что, если звонок систематически не подкрепляется пищей, слюноотделение постепенно уменьшается и в конце концов прекращается.

Он назвал это угасанием условного рефлекса. Чего можно ожидать, если звонок следует за пищей? Возможно ли обратное обусловливание? Есть некоторые свидетельства в пользу того, что этот эффект возможен, но он очень слаб. Учитывая, что звонок, не подкрепленный пищей, приводит к угасанию условного рефлекса, какое влияние оказывает многократное предъявление только звонка до того, как возникла его связь с пищей? Это затрудняет формирование условного рефлекса, и возникает так называемое латентное торможение. Предъявление одного звонка до или после предъявления пищи разрывает четкую связь между звонком и пищей.

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

← к содержанию

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум