Основы психологии.
Повторение и научение
Однако мотивация оказывает не прямое, а косвенное влияние: она определяет и время, затраченное на овладение материалом, и проявленное при этом внимание, что, в свою очередь, влияет на объем усвоенной информации. Поэтому, если я предложу вам запомнить перечень слов, включающий десять названий животных и десять названий цветов, и скажу, что за каждое название животного, которое вы вспомните, я дам вам монету, а за каждое название цветка — ассигнацию, можно не сомневаться в том, что вы вспомните больше цветов, чем животных.
Причина этого заключается в том, что вы просто потратили больше времени на цветы, и полученный при этом результат эквивалентен тому, который был бы получен, если бы я предъявлял перечень цветов дольше. В условиях класса мотивация, скорее всего, влияет на научение потому, что она влияет на объем внимания, уделяемого детьми изучаемому материалу. Если материал им интересен, они сосредоточатся на нем, а если нет — станут думать о чем-нибудь другом. Повторение и научение Некоторые теории научения утверждают, что его основой является повторение.
Подобная точка зрения, возможно, восходит к Эббингаузу и к деятелям образования Викторианской эпохи, которые подчеркивали важность запоминания наизусть. Однако ряд экспериментов, проведенных в последнее время, позволяют говорить о том, что простое повторение без попытки со стороны учащегося систематизировать материал, может и не дать хороших результатов. Представьте себе однопенсовую монету, которая лежит в вашем кармане. Вы помните, что изображено на каждой ее стороне? Попробуйте вспомнить!
На рис. 4.4 представлены результаты эксперимента, в котором исследователи просили испытуемых вспомнить характерные особенности четырех американских монет (Rubin & Kontis, 1983). Слева представлены монеты, справа — описания каждой из этих монет, которые вспоминались наиболее часто. Мы с Деброй Бекерайн изучили роль повторения в крупномасштабной рекламной кампании (Bererian & Baddeley, 1980). В свое время новое международное соглашение между радиостанциями Европы вынудило ВВС изменить длины волн некоторых своих программ.
Чтобы довести до сведения радиослушателей этот факт и ознакомить их с предстоящими изменениями, ВВС начала крупномасштабную рекламную кампанию. В течение двух месяцев радиопередачи регулярно прерывались подробной информацией о новых длинах волн, которая сочеталась со слоганами и музыкальными позывными. Решив оценить эффективность этой рекламной кампании, опросили около пятидесяти человек из тех, кто согласился прийти в отдел прикладной психологии Кембриджа и принять участие в тестировании памяти, зрительного восприятия и слуха. Большинство наших волонтеров были местными домохозяйками.
В то время большинство матерей с маленькими детьми сидели дома. Мы спросили их, сколько времени они слушают каждый радиоканал и, на основании информации о частоте рекламы, полученной от ВВС, определили, что большинство из них слышали рекламу о новых длинах волн более тысячи раз. Мы опросили их вспомнить новые длины волн, записав их и отметив на дисплее, напоминающем шкалу радиоприемника.