Основы психологии.
Мотивация к научению
Именно это подтолкнуло Ульриха Нейссера, известного своим скептическим отношением к достижениям современных исследований памяти, к написанию строк, суть которых заключалась в следующем: «Повторение может дать вам очень много, если оно правильно организовано. Нужно быть ослом, чтобы повторять все сразу. Это не принесет ничего, кроме вреда».
Мотивация к научению Важный фактор, о котором до сих пор не было сказано ни слова, — мотивация. Это может показаться странным, ибо большинство исследователей научения животных рассматривают мотивацию как фактор первостепенной важности.
Возможно, это связано с тем, что вознаграждение или наказание — это средства, с помощью которых экспериментатор может добиться от животного подчинения своим требованиям и демонстрации того, чему оно научилось. К счастью, участвующие в экспериментах люди, как правило, гораздо более склонны к сотрудничеству. Большинство испытуемых в экспериментах по изучению памяти хотят работать хорошо, чтобы доставить удовольствие экспериментатору, или для того, чтобы доказать самим себе, что у них хорошая память, а возможно, просто потому, что успешно справляться с заданиями гораздо интереснее, чем демонстрировать полное отсутствие заинтересованности.
Если испытуемые внимательно относятся к заданию, уровень мотивации обычно не является важным фактором. Обнаружив, что его студенты не разделяют этой точки зрения, шведский профессор Ларс-Горен Нильссон для доказательства ее справедливости провел следующий эксперимент (Nilsson, 1987). Он предложил нескольким группам студентов запомнить при разных условиях перечни слов. Условия № 1 заключались в том, что от студентов никто не требовал хорошего запоминания, им просто сказали, что они участвуют в эксперименте по изучению памяти.
Условия № 2 заключались в том, что во время усвоения перечней студенты не получали мотивирующих инструкций, но во время проверки им было сказано, что тот, кто вспомнит большее количество слов, получит значительный денежный приз. Студентам из третьей группы о денежном призе сказали до того, как они начали заучивать слова. Все три группы продемонстрировали практически одинаковые результаты.
Последующий эксперимент, включавший социальное соперничество в качестве средства, усиливающего мотивацию, дал точно такие же результаты: уровень мотивации не оказывает влияния на научение.