Основы психологии.
Важность обратной связи
При тех условиях, при которых изученный материал тестировался, испытуемые запомнили 80% пар слов, при тех условиях, при которых тестирование не проводилось, — всего около 30%. Повторное предъявление без тестирования не дало никакого эффекта. Вспомните об этом в следующий раз, когда будете готовиться к очередному тесту!
В результате исследований была также выявлена важность эффекта генерации — «извлечение» ответа из памяти, а не получение его (Metcalf & Kornell, 2007). Авторы тестировали овладение иностранным языком и на примере французского слова mai- son (дом) показали, что даже короткого промежутка времени между предъявлением слова «дом» и ответа «maison» достаточно для того, чтобы возникла попытка воспроизведения, более полезная для долгосрочного запоминания, чем одновременное предъявление слов на английском и французском языках.
Имеет ли значение, как именно тестируются знания? Было показано, что тест с выбором из нескольких вариантов ответа способствует лучшему запоминанию (Marsh, Roediger, Bjork & Bjork, 2007), однако выяснилось, что тесты, требующие коротких ответов, еще больше усиливают последующее воспроизведение (McDaniel, Roediger & McDermott, 2007). Важность обратной связи Одна из опасностей, таящихся в подталкивании обучающихся к ответам, заключается в том, что они могут допускать ошибки, которые при отсутствии явной обратной связи могут стать привычными. Кэй просил своих учеников заучивать прозаический отрывок, который они повторяли ему раз в неделю в течение нескольких 114 Глава 4 недель (Kay, 1955).
Он обнаружил, что, хотя текст повторялся каждую неделю, ошибки, которые были сделаны в самом начале, сохранялись. К счастью, этого не происходит, если обучающиеся получают непосредственную обратную связь. В одном из своих исследований Пашлер и соавторы подталкивали испытуемых к догадкам разного уровня, предлагая им тест с выбором из нескольких вариантов ответа, включающий малоизвестные факты (Pashler et al., 2007). Например: вес какого наземного животного равен весу языка синего кита? Варианты ответа: а) бенгальского тигра, Ь) гризли, с) росомахи, d) африканского слона (правильный ответ — африканского слона).
Исследователи не нашли никакой разницы между группами, которых инструктировали не гадать, инструктировали гадать, но обеспечивали немедленной обратной связью, и теми, кого обеспечивали отсроченной обратной связью. Возможно, именно сейчас уместно сделать одно замечание, а именно: стимулирование догадок оказывается бесполезным, когда речь идет о больных, страдающих амнезией. Предположительно это происходит потому, что они не способны запомнить обратную связь (Baddeley & Wilson, 1994). В отличие от молодых здоровых испытуемых они больше выигрывают от таких процедур научения, которые направлены на недопущение ошибок (гл. 11).