Основы психологии.
Скорость научения
Вопреки, а возможно, и благодаря тому, что Эббингауз использовал столь бесперспективный материал, ему удалось продемонстрировать всему миру, что изучение памяти может стать предметом науки, и всего за два года он изучил некоторые фундаментальные характеристики человеческой памяти. Чтобы оценить любую систему хранения информации, необходимо ответить на три базовых вопроса.
Как быстро информация может быть введена в систему? Какой объем информации может быть сохранен? Как быстро информация теря-ется? Ясно, что объем человеческой памяти поистине огромен, так что Эббингауз сосредоточился на оценке скорости ввода информации и, как станет ясно из дальнейшего изложения, на забывании. Скорость научения Подумайте о том, с какой скоростью память фиксирует информацию. Если вы потратите на овладение информацией в два раза больше времени, значит ли это, что вы запомните в два раза больше?
Или действует некий закон снижающегося эффекта, в соответствии с которым каждый последующий эпизод научения «отправляет на хранение» немного меньше информации? Или существует диаметрально противоположная зависимость и чем больше информации вы усвоили, тем легче и быстрее усваивается новая информации, т. е. проявляется «эффект снежного кома»? Эббингауз изучал эту проблему очень просто. Он составил несколько перечней по 16 бессмысленных слогов в каждом.
В определенный день он выбирал свежий перечень (тот, который он не заучивал раньше) и читал его вслух со скоростью 2,5 слога в секунду 8, 16, 24, 32, 42, 53 или 64 раза. Спустя двадцать четыре часа он выяснял, сколько слогов из перечня он запомнил и сколько дополнительных «читок» ему требуется, чтобы запомнить перечень наизусть. Чтобы представить себе, как выглядел эксперимент Эббингауза, попробуйте максимально быстро два раза подряд прочитать следующий перечень бессмысленных слогов: JIX, BAZ, FUB, YOX, SUJ, XIR, DAX, LEQ, VUM, PIQ, KEL, WAB, TUV, ZOF, GEK, HIW.
Связь между числом повторений в первый день и объемом информации, сохранившейся через сутки, выражается прямой линией, что свидетельствует о том, что для процесса научения не характерны ни снижающийся эффект, ни эффект снежного кома и он подчиняется простому правилу: объем усвоенной информа-ции зависит от времени, потраченного на ее усвоение: если вы потратите на научение в два раза больше времени, вы усвоите в два раза больше информации. Короче говоря, в том, что касается научения, вы получаете то, за что платите.