Основы психологии.
Нейровизуализация рабочей памяти
В первых исследованиях использовалась позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ), которая, как вы, возможно, помните, основана на введении в кровь испытуемого радиоактивного вещества с последующим мониторингом активности разных зон мозга. Наиболее активными в использовании этого метода для изучения рабочей памяти были две группы. В Лондоне в результате изучения гипотезы фонологической петли (Paulesu, Frith & Frakowiak, 1993) были идентифицированы две отдельные зоны, одна из которых находится между теменной и височной долями левого полушария и, судя по всему, ответственна за фонологическое хранение, а вторая — так называемое поле Брока, — как известно, участвует в формировании речи и, возможно, также связана и с беззвучным повторением «про себя».
Вторая группа исследователей, руководимая Джоном Джонидесом и Эдуардом Смитом, работала в Мичиганском университете и особенно активно использовала методы нейровизуализации для изучения рабочей памяти, для чего ею были проведены тщательно спланированные и теоретически нацеленные эксперименты (Smith & Jonides, 1997). Первое прямое сравнение зрительной и словесной рабочей памяти было выполнено (Smith, Jonides & Коерре, 1996).
В их задании на словесную память испытуемым показывали четыре буквы, вслед за которыми предъявляли пробную букву, и им нужно было ответить, входила ли она в число тех четырех букв, которые были представлены ранее. Контрольный эксперимент заключался в одновременном представлении стимула и пробной буквы: все было точно таким же, за исключением того, что в контрольном эксперименте не требовалось запоминания. Если из активации мозга, необходимой тогда, когда требовалось и запоминание, вычесть активацию, наблюдающуюся в контрольном эксперименте, разница соответствует дополнительной нагрузке, связанной с необходимостью помимо восприятия и обработки стимульной информации запомнить ее.
Смит и соавторы нашли, что вербальная КВП активирует две отдельные зоны в левом полушарии мозга (Smith, Jonides & Коерре, 1996). При изучении визуально-пространственной памяти испытуемым сначала предъявляли набор из трех точек, а потом, после непродолжительной отсрочки, — круг (рис. 3.12). Испытуемым предстояло решить, совпадает ли круг с расположением одной из точек. В контрольном эксперименте точки и круг предъявлялись одновременно. Как следует из данных, представленных на рис. 3.13, визуальная память связана с активацией в нескольких зонах правого полушария мозга (Smith et al., 1996).
Дальнейшие исследования (обзор этих работ см.: Smith & Jonides, 1997) выявили разницу между пространственной рабочей памятью, описанной выше, и памятью на объекты или паттерны, например на абстрактную форму. Пространственная память активирует больше дорсальных, или верхних, зон мозга, тогда как объектная память активирует вентральные, или нижние, зоны (рис. 3.14). Следу-ет отметить, что изучение обработки зрительной информации приматами (кроме человека) выявило два отдельных потока обработки зрительной информации, причем дорсальный поток участвует в обработке информации о местоположении (где), а вентральный поток — в обработке информации о форме и в кодировании объекта (что) (Mishkin, Ungerleider & Macko, 1983).