Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Основы психологии.
Нейровизуализация рабочей памяти

В первых исследованиях использовалась позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ), которая, как вы, возможно, помните, основана на введении в кровь испытуемого радиоактивного вещества с последующим мониторингом активности разных зон мозга. Наиболее активными в использовании этого метода для изучения рабочей памяти были две группы. В Лондоне в результате изучения гипотезы фонологической петли (Paulesu, Frith & Frakowiak, 1993) были идентифицированы две отдельные зоны, одна из которых находится между теменной и височной долями левого полушария и, судя по всему, ответственна за фонологическое хранение, а вторая — так называемое поле Брока, — как известно, участвует в формировании речи и, возможно, также связана и с беззвучным повторением «про себя».

Вторая группа исследователей, руководимая Джоном Джонидесом и Эдуардом Смитом, работала в Мичиганском университете и особенно активно использовала методы нейровизуализации для изучения рабочей памяти, для чего ею были проведены тщательно спланированные и теоретически нацеленные эксперименты (Smith & Jonides, 1997). Первое прямое сравнение зрительной и словесной рабочей памяти было выполнено (Smith, Jonides & Коерре, 1996).

В их задании на словесную память испытуемым показывали четыре буквы, вслед за которыми предъявляли пробную букву, и им нужно было ответить, входила ли она в число тех четырех букв, которые были представлены ранее. Контрольный эксперимент заключался в одновременном представлении стимула и пробной буквы: все было точно таким же, за исключением того, что в контрольном эксперименте не требовалось запоминания. Если из активации мозга, необходимой тогда, когда требовалось и запоминание, вычесть активацию, наблюдающуюся в контрольном эксперименте, разница соответствует дополнительной нагрузке, связанной с необходимостью помимо восприятия и обработки стимульной информации запомнить ее.

Смит и соавторы нашли, что вербальная КВП активирует две отдельные зоны в левом полушарии мозга (Smith, Jonides & Коерре, 1996). При изучении визуально-пространственной памяти испытуемым сначала предъявляли набор из трех точек, а потом, после непродолжительной отсрочки, — круг (рис. 3.12). Испытуемым предстояло решить, совпадает ли круг с расположением одной из точек. В контрольном эксперименте точки и круг предъявлялись одновременно. Как следует из данных, представленных на рис. 3.13, визуальная память связана с активацией в нескольких зонах правого полушария мозга (Smith et al., 1996).

Дальнейшие исследования (обзор этих работ см.: Smith & Jonides, 1997) выявили разницу между пространственной рабочей памятью, описанной выше, и памятью на объекты или паттерны, например на абстрактную форму. Пространственная память активирует больше дорсальных, или верхних, зон мозга, тогда как объектная память активирует вентральные, или нижние, зоны (рис. 3.14). Следу-ет отметить, что изучение обработки зрительной информации приматами (кроме человека) выявило два отдельных потока обработки зрительной информации, причем дорсальный поток участвует в обработке информации о местоположении (где), а вентральный поток — в обработке информации о форме и в кодировании объекта (что) (Mishkin, Ungerleider & Macko, 1983).

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

← к содержанию

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум