Основы психологии.
Индивидуальные различия рабочей памяти
Одно из них отражает предполагаемую связь ДВП с фонологической и зрительно-пространственной подсистемами; первая делает возможным овладение языком, а вторая исполняет аналогичную роль в отношении зрительной и пространственной информации. Эта подсистема изучена гораздо хуже, чем фонологическая, но считается, что она вовлечена в приобретение зрительных и пространственных знаний о мире, например в приобретение знаний о форме и цвете банана и о плане какого-либо города. Второе принципиальное изменение — включение эпизодического буфера.
В первоначальной версии эпизодического буфера (Baddeley, 2000) доступ к нему был возможен только через центральный процессор. Однако описанные выше результаты изучения связывания зрительной и словесной информации в блоки позволяют предположить, что информация может поступать в буфер непосредственно из зрительно-пространственной и фонологической систем и из ДВП (стрелки d и ё). Наконец, совсем свежие данные о влиянии эмоций на рабочую память также свидетельствуют о том, что эпизодический буфер играет важную роль (Baddeley, 2007).
Однако несмотря на то, что многокомпонентная-модель процветает в течение тридцати лет с того времени, как была предложена, она ни в коем случае не является единственной моделью рабочей памяти. Действительно, огромное количество исследований рабочей памяти, особенно в Северной Америке, базируется на совершенно ином подходе, менее зависимом от изучений КВП и нейропсихологи- ческой информации и находящемся под сильным влиянием методов, основанных на индивидуальных различиях здоровых испытуемых.
Интерес к этому подходу в изучении рабочей памяти возник в связи с исследованием возможной роли рабочей памяти в восприятии языка (Daneman & Carpenter, 1980). Выбрав в качестве определяющей функции рабочей памяти необходимость одновременно хранить и обрабатывать информацию, авторы приступили к разработке задания, которое позволило бы измерять ее, и добились больших успехов.
Разработанное ими задание кажется очень простым. Испытуемых просили прочесть несколько (обычно от двух до пяти) предложений и повторить последнее слово каждого предложения. Попробуйте сделать это сами: Матрос вернулся из долгого путешествия и привез попугая в качестве домашнего животного. Это была ужасно холодная зима с множеством суровых ураганов. Пьеса пользовалась огромным успехом и шла в течение многих лет. Назовите три последних слова. Эти слова: животного, ураганов, лет.