Основы психологии.
Эпизодический буфер
Объем памяти на слова, образующие предложение, равен примерно пятнадцати словам, а объем памяти на не связанные между собой слова — пять или шесть (Brener, 1940). Однако неясно, как можно объяснить эти результаты на основании трехкомпонентной модели. Пятнадцать слов — это значительно больше объема фонологической петли, и улучшенное воспроизведение предложений не ограничено теми из них, которые легко можно превратить в зрительные образы.
Однако при более глубоком рассмотрении оказывается, что в этом нет ничего удивительного. Порядок слов в предложении определен правилами грамматики и общим смыслом предложения, причем и правила, и общий смысл делают возможным процесс группирования, описанный в гл. 2, который основан на ДВП и способствует увеличению объема памяти. Однако при этом возникают вопросы: как рабочая память извлекает пользу из долговременных знаний и как взаимодействуют рабочая память и ДВП?
Это ни в коем случае не было единственной проблемой трехкомпонентной модели. Проблемой является и сам объем цифровой памяти. Если учесть, что мы, как правило, способны запомнить семь или более цифр, из которых две или три «приходят» из фонологической петли, где хранятся остальные? Если они хранятся в зрительной КВП, как она сочетается с фонологической КВП? И последнее: на основании приведенных в гл. 2 результатов исследования мысленные образы, создаваемые с помощью ДВП (как, например, образ хорошо знакомого рынка), кажется, вовсе не зависят от зрительно-пространственной и фонологической подсистем — так откуда же берется информация для сложных образов, в то время как делается заключение об их яркости?
Пытаясь ответить на эти вопросы, я высказал предположение о существовании четвертого компонента — эпизодического буфера (Baddeley, 2000). Предполагается, что эпизодический буфер представляет собой систему хранения, в которой может содержаться около четырех порций многомерной информации. Благодаря этой своей способности он может играть роль связующего звена между разными подсистемами рабочей памяти, а также связывать эти подсистемы с вводом информации из ДВП и из восприятия. Каждый из этих источников информации использует разные системы кодирования, но все они объединяются внутри многомерного буфера.
Я также предположил, что информация извлекается из эпизодического буфера с помощью сознательного понимания. Это связало модель рабочей памяти с такой влиятельной точкой зрения, как точка зрения на функцию сознания. В качестве метафоры Баарс использовал театр, в котором сцене отводится роль сознания, а актерам, исполняющим пьесу, — роль различных интерактивных когнитивных процессов.