Основы психологии.
Александр Лурия
В одном из своих опытов он просил детей разного возраста сжимать шарик, когда загорается красный свет, и не делать этого, когда загорается синий. Дети, возраст которых был менее трех лет, как правило, сжимали шарик в обоих случаях, хоть они и могли правильно повторить инструкции и правильно выполнить задание, если одновременно с тем, как загорался красный свет, раздавалась команда «сжать», а появление синего света не сопровождалось никакими командами. Спустя несколько месяцев дети уже сами были способны на правильные вербальные реакции, но все еще не могли правильно выполнить задание.
К пяти годам они уже могли правильно говорить и действовать, а возможность действовать без подачи себе словесной Александр Лурия (1902-1977) команды появлялась позже. Лурия также показал, что больные с травмами лобной доли мозга могут испытывать трудности при выполнении этого задания и им может помочь словесная самостимуляция. Фонологическая петля и регулирующее воздействие До сих пор мы говорили о фонологической петле как о весьма ограниченной системе хранения информации, играющей относительно пассивную роль в познании.
Было высказано предположение, что при этом недооценивается ее важность (Miyake & Shah, 1999b), и возникла необходимость проверить это предположение. В одном из исследований изучалась способность переключать внимание при одновременном выполнении двух заданий (Baddeley, Chincotta & Adlam, 2001b). Мы предлагали испытуемым простое задание, которое заключалось в том, что им нужно было прибавить единицу к предложенной цифре или вычесть из нее единицу. Так, если называлась цифра 8, в первом случае ответ должен был быть 9, а во втором — 7. Испытуемым предлагалась колонка цифр на сложение (5-6; 8-9; 3-4 и т. д.), колонка цифр на вычитание (5-4; 8-7; 3-2 и т. д.) или колонка, требовавшая попеременно сложения и вычитания (5-6, 8-7,3-4 и т. д.). Изменения значительно замедляли выполнение задания, особенно когда испытуемые должны были «помнить», что им нужно делать — прибавлять или вычитать, а не тогда, когда знаки плюс и минус стояли возле каждой цифры.
Однако исполнение еще более замедлялось, когда испытуемые должны были подавлять артикуляцию, переходя от сложения к вычитанию и наоборот. Это позволило предположить, что для выполнения задания они должны были полагаться на произнесенный про себя набор инструкций. В дальнейшем изучение этого эффекта было продолжено (Emerson & Miyake, 2003; Saeki & Saito, 2004). Обращает на себя внимание тот факт, что участники психологических экспериментов очень часто полагаются на словесное кодирование, помогающее им выполнять задания. Этот феномен был изучен двумя русскими психологами — Львом Выготским (Vygotsky, 1962) и Александром Лурия (Luria, 1959), — которые подчеркивали роль вербальной самостимуляции в контроле над поведением, изучали его использование в реабилитации пациентов с травмами головного мозга и его развитие у детей (блок 3.2).
К сожалению, труды Выготского и Лурия до сего времени оказывали лишь незначительное влияние на когнитивную психологию, и остается лишь надеяться, что дальнейшее изучение роли речи в контроле над поведением исправит эту несправедливость.