Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Основы психологии.
Александр Лурия

В одном из своих опытов он просил детей разного возраста сжимать шарик, когда загорается красный свет, и не делать этого, когда загорается синий. Дети, возраст которых был менее трех лет, как правило, сжимали шарик в обоих случаях, хоть они и могли правильно повторить инструкции и правильно выполнить задание, если одновременно с тем, как загорался красный свет, раздавалась команда «сжать», а появление синего света не сопровождалось никакими командами. Спустя несколько месяцев дети уже сами были способны на правильные вербальные реакции, но все еще не могли правильно выполнить задание.

К пяти годам они уже могли правильно говорить и действовать, а возможность действовать без подачи себе словесной Александр Лурия (1902-1977) команды появлялась позже. Лурия также показал, что больные с травмами лобной доли мозга могут испытывать трудности при выполнении этого задания и им может помочь словесная самостимуляция. Фонологическая петля и регулирующее воздействие До сих пор мы говорили о фонологической петле как о весьма ограниченной системе хранения информации, играющей относительно пассивную роль в познании.

Было высказано предположение, что при этом недооценивается ее важность (Miyake & Shah, 1999b), и возникла необходимость проверить это предположение. В одном из исследований изучалась способность переключать внимание при одновременном выполнении двух заданий (Baddeley, Chincotta & Adlam, 2001b). Мы предлагали испытуемым простое задание, которое заключалось в том, что им нужно было прибавить единицу к предложенной цифре или вычесть из нее единицу. Так, если называлась цифра 8, в первом случае ответ должен был быть 9, а во втором — 7. Испытуемым предлагалась колонка цифр на сложение (5-6; 8-9; 3-4 и т. д.), колонка цифр на вычитание (5-4; 8-7; 3-2 и т. д.) или колонка, требовавшая попеременно сложения и вычитания (5-6, 8-7,3-4 и т. д.). Изменения значительно замедляли выполнение задания, особенно когда испытуемые должны были «помнить», что им нужно делать — прибавлять или вычитать, а не тогда, когда знаки плюс и минус стояли возле каждой цифры.

Однако исполнение еще более замедлялось, когда испытуемые должны были подавлять артикуляцию, переходя от сложения к вычитанию и наоборот. Это позволило предположить, что для выполнения задания они должны были полагаться на произнесенный про себя набор инструкций. В дальнейшем изучение этого эффекта было продолжено (Emerson & Miyake, 2003; Saeki & Saito, 2004). Обращает на себя внимание тот факт, что участники психологических экспериментов очень часто полагаются на словесное кодирование, помогающее им выполнять задания. Этот феномен был изучен двумя русскими психологами — Львом Выготским (Vygotsky, 1962) и Александром Лурия (Luria, 1959), — которые подчеркивали роль вербальной самостимуляции в контроле над поведением, изучали его использование в реабилитации пациентов с травмами головного мозга и его развитие у детей (блок 3.2).

К сожалению, труды Выготского и Лурия до сего времени оказывали лишь незначительное влияние на когнитивную психологию, и остается лишь надеяться, что дальнейшее изучение роли речи в контроле над поведением исправит эту несправедливость.

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

← к содержанию

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум