Основы психологии.
Порядковый номер эксперимента
Действительно, у ПВ были некоторые проблемы, но касались они только длинных предложений определенного типа, когда, чтобы понять смысл фразы, необходимо до самого ее конца помнить несколько первых слов. Этого было не-достаточно, чтобы создать ПВ проблемы в повседневной жизни, и трудно было представить себе эволюцию, благоприятствующую формированию специальной подсистемы, облегчающей многоречивое общение.
Вторая гипотеза заключалась в том, что такая система, как фонологическая петля, образовалась в процессе эволюции для оказания нам помощи в овладении языком. Люди, у которых, как у ПВ, проблемы с фонологической петлей появились во взрослом состоянии, не слишком страдают от этого, потому что уже владеют своим родным языком. Однако, если им понадобится изучить какой- либо иностранный язык, они могут столкнуться с трудностями. Чтобы ответить на этот вопрос, мы предложили ПВ научиться связывать восемь русских слов с их эквивалентами на итальянском, ее родном языке (Baddeley, Papagno & Vallar, 1988).
После десяти попыток устного предъявления все испытуемые из контрольной группы запомнили все восемь русских слов, тогда как ПВ не запомнила ни одного. Может быть, у ПВ просто амнезия? Ничего подобного, ибо, когда нужно было выполнить задание, основанное на семантическом кодировании (Baddeley & Dale, 1966), — научиться связывать два не связанных между собой слова на родном языке, castle (замок) — bread (хлеб), — она прекрасно справилась с ним. Таким образом, полученные нами результаты подтвердили предположение о том, что фонологическая петля участвует в овладении языком. Порядковый номер эксперимента У ПВ сохранилась способность запоминать пары имеющих значение слов (а), но она не запоминала иностранных слов (b) (Baddeley, Papagno & Vallar, 1988).
Но хотя индивидуальный случай и может быть в высшей степени информативным, не исключено, что этот конкретный человек нетипичен, а поэтому на основании его изучения сделаны неверные выводы. Учитывая, что пациенты с наруше-ниями КВП встречаются редко, мы решили продолжить проверку своих гипотез на здоровых испытуемых, пытающихся овладеть иностранным языком, сознательно разрушив их фонологическую петлю. Мы предположили, что разрушение фонологической петли вызовет определенные трудности в запоминании иностранных слов, как это было у ПВ. В своих исследованиях мы прибегли к артикуляторному подавлению (Papagano, Valentine & Baddeley, 1991).
Когда во время, отведенное для запоминания иностранных слов, испытуемых просили непрерывно повторять нерелевантный звук, это мешало запоминанию, предположительно основанному на фонологической петле, но мало влияло на запоминание пар слов родного языка. В другом исследовании варьировали либо фонологическое сходство, либо длина иностранных слов, которые нужно было запомнить, т. е. изменялись два фактора, о которых известно, что они влияют на фонологическую петлю (Papagano & Vallar, 1992).