Основы психологии.
Теория объяснения результатов исследований КВП
Было разработано много новых экспериментальных методик, но ни одна из них непосредственно не соответствовала ни одной оригинальной теории, предложенной для объяснения результатов широкого спектра исследований КВП. В этот момент многие исследователи перестали изучать КВП и переключились на изучение ДВП, сосредоточившись на многообещающих новых направлениях исследования уровней обработки информации и на семантической памяти.
В тот самый момент, когда проблемы модальной модели стали очевидными, мы с Грэмом Хитчем начали свои первые исследования, в которых попытались взглянуть на связь между КВП и ДВП. Мы не стремились проложить дорогу через огромное количество экспериментальных методик и теорий, которыми изобиловали как исследования КВП, так и исследования ДВП, а поставили перед собой очень простой вопрос: если система (или системы), лежащая (лежащие) в основе КВП, исполняет (исполняют) какую-то функцию, что это за функция?
Если, как полагало большинство исследователей, КВП исполняет роль рабочей памяти, тогда ее блокирование должно помешать как долговременному научению, так и выполнению таких сложных когнитивных действий, как логическое мышление и понимание. Не имея в своем распоряжении пациентов с подобными нарушениями, мы были вынуждены имитировать их с помощью на-ших студентов. К счастью, нам не пришлось физически удалять никому из них важные области мозга, достаточно было лишь занять их, в то время как студенты выполняли задания на логическое мышление, понимание и научение (Baddeley & Hitch, 1974).
Практически все теории были едины в том, что если бы понадобилось охарактеризовать КВП с помощью какого-либо одного задания, этим заданием должно было бы стать определение объема цифровой памяти с более длинными рядами цифр, занимающими большую часть объема лежащей в основе КВП системы кратковременного хранения. Поэтому мы обобщили задание на определение объема цифровой памяти с одновременным выполнением ряда других заданий, включающих логическое мышление, научение и понимание, выполнение которых, как полагали, зависело от этой системы с ограниченным объемом. Испытуемым предъявляли ряды цифр, которые они должны были непрерывно повторять вслух, одновременно выполняя другие когнитивные задания.
Изменяя количество цифр, подлежащих запоминанию, можно было изменять нагрузку на систему, объем которой был ограничен. Если эта система действительно отражает рабочую память, ответственную за логическое мышление и другие когнитивные действия, тогда чем длиннее ряд цифр, тем больше должна быть нагрузка на нее, а следовательно, и интерференция. В одном из экспериментов испытуемые должны были выполнить простое задание на логическое мышление: проверить утверждение относительно порядка расположения двух букв (блок 3.1). Попробуйте выполнить это задание сами.