Основы психологии.
Рабочая память
Разные люди делают это по-разному. Что касается меня, то я сначала умножаю 20 на 3, запоминаю результат, а потом умножаю 7 на 3 и, прибавив полученное число к первому, получаю сумму. При этом я использую рабочую память, одновременно запоминая и обрабатывая информацию. Такому активному использованию памяти и посвящена эта глава. Идея о том, что кратковременная память (КВП) играет роль рабочей памяти, принадлежит Аткинсону и Шифрину (Atkinson & Shiffrin, 1968), создавшим модель, кратко описанную в гл. 1.
Поскольку эта модель имела много общего со многими аналогичными моделями, популярными в то время, она была названа модальной моделью. Как следует из схемы, представленной на рис. 3.1, модальная модель исходит из того, что информация, поступающая из окружающей среды, сначала одновременно обрабатывается системами кратковременной сенсорной памяти, включая ико- ническую и эхоическую памяти, описанные в гл. 1. Затем информация поступает на кратковременное хранение, играющее ключевую роль в этой системе не только потому, что оно направляет информацию на долгосрочное хранение и извлекает ее оттуда, но и потому, что оно играет роль рабочей памяти, ответственной за выбор и функционирование стратегий повторения и служащей глобальным рабочим про-странством.
Аткинсон и Шифрин создали математическую версию своей модели, уделив основное внимание процессам, вовлеченным в механическое повторение словесных объектов стимулов, и роли повторения в переносе информации из крат-косрочного хранения в долгосрочное. В течение непродолжительного времени казалось, что модальная модель дает четкий ответ на вопрос о том, как информация обрабатывается и хранится. Однако вскоре начали возникать проблемы. Одна из проблем была связана с предположением, что простое сохранение объектов в кратковременном хранении гарантирует научение.
Эта точка зрения подверглась критике со стороны Крэйка и Локхарта, которые высказали идею об уровнях обработки информации, суть которой заключается в том, что научение скорее зависит от способа обработки информации, нежели от продолжительности кратковременного хранения (Craik & Lockhart, 1972). Подробнее эта важная тео-рия рассмотрена в гл. 5. Кроме того, модель Аткинсона — Шифрина не могла объяснить некоторые нейропсихологические данные. Возможно, вы помните больного, у которого были большие проблемы с кратковременным хранением информации (Shallice & Warrington, 1970). В соответствии с модальной моделью кратковременное хранение играет ключевую роль в переносе информации в долговременную память и из нее.
Следовательно, больные с нарушениями КВП должны демонстрировать серьезные нарушения долговременного научения. Более того, если кратковременное хранение играет роль общей рабочей памяти, эти пациенты должны быть не способны к таким сложным когнитивным действиям, как логическое мышление и понимание. Однако ничего подобного не наблюдалось. Один больной с серьезными нарушениями КВП прекрасно справлялся с обязанностями секретаря, другой имел магазин и содержал семью, а третий был водителем такси (Vallar & Shallice, 1990). Короче говоря, они не демонстрировали никаких признаков нарушения общей рабочей памяти.