Основы психологии.
Объем цифровой памяти
До того как болезнь лишила ЛЭ способности создавать визуальные образы, она была талантливым скульптором. Ее художественная манера кардинально изменилась, и на смену реалистическому стилю (а и Ь) пришел гораздо более абстрактный стиль (си ct). Ее навыки рисовальщика тоже постращали, о чем можно судить по попыткам нарисовать птицу (е), верблюда (/) и самолет (ф (WSIsonetal., 1999). Справлялся с тестом Корзи и с заданием, требовавшим КВП (Carlesimo, Perri, Tur- rizini, Tomaiuolo & Caltagirone, 2001).
Описана также больная с аналогичными проблемами: прогрессирующее ухудшение работы правого полушария мозга привело к нарушениям пространственной памяти, что проявилось при выполнении таких заданий, как описание расположения достопримечательностей в ее родном городе, при хорошей памяти на цвета и формы. Возможно, вы уже заметили, что нарушения, которые демонстрируют пациенты с проблемами зрительно-пространственной КВП, выходят за рамки простого хранения зрительной и пространственной информации. Они затрагивают более сложные проблемы, такие как создание ментальных образов и манипулирование ими и их использование в решении таких сложных задач, как создание скульптур и ориентация в пространстве.
Иными словами, они приводят к нарушениям как КВП, так и рабочей памяти, что и является темой следующей главы. Термин «кратковременная память» (КВП) относится к хранению небольшого объема информации в течение непродолжительного периода времени. КВП отличается от рабочей памяти, которая, как полагают, не только хранит, но и обрабатывает информацию, служит в качестве некоей ментальной «мастерской», выполняющей сложные задания. Изучение КВП было начато с выполнения заданий на объем цифровой памяти, используемых в качестве критерия интеллектуальных способно-стей. Как правило, этот объем ограничивается шестью или семью цифрами, но для слов он меньше, а для лишенных смысла слогов или иностранных слов — еще меньше.
Результат тестирования определяется скорее числом групп объектов, а не самих объектов, при этом материал разного типа по-разному поддается группировке. В конце 1950-х годов идея единой системы памяти была поставлена под сомнение преимущественно благодаря двум экспериментальным парадигмам. Кратковременный эффект забывания (эффект Петерсона) продемонстрировал, что небольшие объемы информации будут забыты в течение нескольких секунд, если невозможно повторение.
Эти результаты первоначально были объяснены с точки зрения уга-сания следов в памяти. Позднее было показано, что самый первый из предъявленных объектов запоминается лучше остальных, и было высказано предположение, что причиной забывания скорее является помеха со стороны предыдущих объектов (интерференция), а не угасание следов. Такая трактовка показывает необходимость теории, включающей извлечение из памяти.