Основы психологии.
Визуально-пространственная кратковременная память
Сможете ли вы найти дверь? А если на столе перед вами лежал коробок спичек, вспомните ли вы о том, что он там был? Эти два вопроса относятся к двум связанным между собой, но самостоятельным аспектам зрительной рабочей памяти: один из них относится к пространственной памяти (где?), а второй — к памяти на объекты (что?).
Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что вы сможете двигаться в сторону двери примерно в течение тридцати секунд (Thomson, 1983). Вы забываете о точном местоположении предметов поблизости гораздо быстрее (Elliot & Madalena, 1987). Кратковременная пространственная память Познер и Коник просили своих испытуемых запомнить, где именно на линии появился стимул (Posner & Konick, 1966). После ничем не заполненной отсрочки они получали правильные ответы, но количество правильных ответов уменьшалось, если в промежутке между предъявлением стимула и ответом испытуемые должны были выполнять задание с цифрами, и чем сложнее было это задание, тем выше была степень забывания. Поскольку по своей природе это мешающее задание не было ни пространственным, ни зрительным, было высказано предполо-жение, что оно мешает повторению или удержанию в памяти исходного стимула.
Аналогичный результат был получен при выполнении задания, в котором нужно было запомнить положение черной точки в двумерном белом поле (Dale, 1973). Запоминание объектов Ирвин и Эндрюс предъявляли своим испытуемым набор разноцветных букв (Irwin & Andrews, 1996). Спустя короткий промежуток времени на месте одной из букв появлялась маленькая звездочка. Это был сигнал к тому, чтобы вспомнить букву, ее цвет или и то и другое. Испытуемые одинаково хорошо вспоминали букву и цвет и один из этих параметров. Практически все ответы были правильными до тех пор, пока количество звездочек не достигло четырех, после чего точность ответов падала, по мере того как количество звездочек увеличивалось. Конечно, в том, что касается называния букв, они полагались на фонологическую петлю, что усложняло интерпретацию.
Этого удалось избежать Вогелю, Вудману и Лаку, которые использовали в качестве стимулов бруски, отличавшиеся друг от друга шириной, расположением и текстурой, что делало практически невозможным точное вербальное кодирование в течение кратковременного предъявления (Vogel, Woodman & Luck, 2001). Они тоже нашли, что хорошее запоминание ограничено четырьмя объектами. Интересно отметить, что такой фактор, как количество признаков у каждого объекта, не имел никакого значения. Так, в одном эксперименте общее количество предъявленных признаков было равно шестнадцати (четыре объекта с четырьмя признаками каждый), однако все сложные объекты были успешно закодированы. На основании этих экспериментальных данных авторы пришли к выводу о том, что имеет значение только количество объектов, а их сложность не влияет на запоминание.