Основы психологии.
Модель признака
Она прогнозирует, что нерелевантный звук ухудшает воспроизведение только тогда, когда он слышен только в момент предъявления подлежащих запоминанию объектов. Однако он препятствует воспроизведению и тогда, когда подается после предъявления, даже когда подавление мешает повторению (Norris, Baddeley & Page, 2004).
На основании модели признака нельзя также объяснить, почему эффект длины слова исчезает, если испытуемым предъявляют смешанные перечни длинных и коротких слов. Эти обстоятельства привели к тому, что некоторые сторонники этой модели отказались от нее, предпочтя ей другую модель, модель SIMPLE (Hulme et al., 2006; Brown et al., 2007). Браун вместе с коллегами предложил весьма широкую модель памяти, названную ими SIMPLE (по первым буквам английских слов, означающих шкала, инвариант, память, восприятие и научение), которая применима как к КВП, так и к ДВП.
Эта модель является преимущественно моделью забывания и основана на воспроизведении, причем чем больше у объектов характерных признаков, тем быстрее они извлекаются из памяти. Авторы подчеркивают временную различимость, но идут дальше прежней попытки использовать этот механизм для объяснения эффекта новизны в свободном воспроизведении, создав подробную математическую модель. Возможно, еще слишком рано оценивать SIMPLE, которая хорошо справляется со свободным воспроизведением, но, похоже, менее пригодна для объяснения порядка запоминания серии объектов (Lewandowski, Brown, Wright & Nimmo, 2006; Nimmo & Lewandowski, 2006).
Как и модель признака, SIMPLE не пытается в настоящее время охватить все многочисленные аспекты рабочей памяти. Очередной способ моделирования порядка запоминания серии объектов — принять, что этот порядок поддерживается контекстным сигналом. Как отмечалось выше, одно из таких допущений — угасание следа в памяти под влиянием временного контекста (Burgess & Hitch, 1999, 2006). Это допущение было отвергнуто Фэрреллом и Левандовски (Farrell & Lewandowski, 2002, 2003), которые в своей работе предположили, что порядок поддерживается с помощью контекстного сигнала, основанного на событии, причем забывание связано с наложением событий друг на друга (с интерференцией событий). Может показаться странным, что выполнение на вид такого простого задания, как воспроизведение в правильном порядке последовательности цифр, так трудно объяснить.
Однако мы уже отмечали выше, вопрос о том, как мозговая система од-новременно обрабатывает информацию и сохраняет порядок запоминания серии объектов, заинтересовал теоретиков более пятидесяти лет назад, когда он впервые был поднят Карлом Лешли (Karl Lashley, 1951).